Итоги бизнес-завтрака РВК: «Государство как LP: за и против»
14 февраля РВК провела бизнес-завтрак с участием партнеров и инвесторов ведущих российских венчурных фондов. Эксперты обсудили возможные преимущества и риски работы с государственным капиталом, а также детально ознакомились с параметрами открытого конкурса на поиск управляющего товарища венчурного фонда НТИ.
Модератором встречи выступил директор по инвестициям Russia Partners Advisers Александр Лупачев. Экспертами стали инвестиционный директор РВК Алексей Басов, управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, партнер Da Vinci Capital Вадим Бочкарев, со-основатель и управляющий партнер Phystech Ventures Петр Лукьянов, управляющий партнер North Energy Ventures Иван Протопопов, партнер, управляющий директор iTech Capital Алексей Соловьев.
Алексей Басов рассказал об обновленном подходе РВК к формату поиска управляющих компаний для венчурных фондов: «Несколько месяцев назад была принята новая стратегия, которая предполагает активную роль РВК как института развития и фонда фондов. До 2020 года мы планируем создать не менее 10 новых фондов с частными игроками, корпорациями и институтами развития. Наша задача – найти лучшие управляющие команды и получать с их помощью доходность на вложенный капитал, а также эффект для страны, то есть рост тех сегментов, технологий и рынков, которые могут дать опережающее развитие всей экономике».
По словам Алексея Басова, РВК впервые тестирует формат открытого конкурса по поиску управляющего товарища для венчурного фонда НТИ. Фонд будет создан в форме инвестиционного товарищества сроком на 10 лет, его размер составит не менее 3 млрд рублей. Из них 1,5 млрд руб. составят средства субсидии НТИ, еще 1,5 млрд руб. – привлеченные со-инвестиции в фонд или портфельные компании, включая не менее 1% – средств управляющего товарища.
Заявки от управляющих товарищей принимаются до 21 февраля. Процедура отбора в фонд НТИ состоит из трёх этапов. Первый – отборочный, на котором выносится решение о допуске претендентов к участию в конкурсе по формальному соответствию заявки требованиям документации по отбору. Далее комиссия в составе лидеров дорожных карт НТИ и представителей РВК будет оценивать заявки по ряду критериев. Претенденты, набравшие максимальное количество баллов, на третьем этапе участвуют в переговорах с комиссией, где будет определен победитель. Юридически обязывающие документы с победителем отбора планируется подписать в срок до 15 мая.
В продолжение дискуссии гости бизнес-завтрака поделились своим опытом работы с государственным капиталом, а также рассказали о существующих барьерах. «Государство является одним из крупнейших конечных источников денег на венчурном рынке в нашей стране. Тем не менее, существует масса предрассудков относительно роли государства как инвестора. Один из них – государство требует большое количество документов, из-за чего очень сложно получить деньги в фонд и проводить инвестиции», – отметил Александр Лупачев.
Вадим Бочкарев согласился с тем, что молодые портфельные компании нередко испытывают скепсис в отношении государственных денег из-за чрезмерной бюрократии. Однако опыт Da Vinci Capital показывает, что работа строится на уровне здравого коммерческого смысла: «Любой государственный инвестор требует внимания. Нужно составлять формы, отчётность. Мы работаем с зарубежными инвесторами и видим, что их требования по отчетности часто выше, чем необходимо РВК. Если на чаши весов поставить РВК как инвестора и дополнительный репортинг, то мы получили гораздо больше».
Иван Протопопов согласился с тем, что ограничения неизбежны в работе с любым инвестором, и важно заранее понимать правила игры: «Если ваша идея – поднять деньги у РВК и все разместить в компании в долине, то РВК не поддержит такую идею, потому что это расходится с собственным инвестиционным мандатом компании – развивать российский рынок. У нас была четкая идея, как мы должны действовать, и на 85% она была транслирована в инвестиционную декларацию».
Петр Лукьянов отметил важность фактора стабильности при работе с государственными LP: «Наш инвестиционный опыт связан с 19 портфельными компаниями в России и за рубежом. У нас есть 16 частных инвесторов, и основной плюс работы с государственными LP – это стабильность». Эксперт добавил, что в мировой практике есть довольно много федеральных и муниципальных государственных LP, и даже топовые GP готовы брать деньги у государства.
На бизнес-завтраке также обсуждались риски работы с государственным капиталом на зарубежном рынке. Александр Чачава отметил, что часто российские компании не могут заработать в стране достаточно денег для международной экспансии, поэтому им необходима поддержка. «Если компания работает на одном рынке, то через 3-4 года она приобретает геном компании одного рынка. Если компания сразу начинает на нескольких рынках, то у нее сразу международный геном. Мы пытаемся искать компании с таким геномом», – отметил он.
Алексей Соловьев отметил необъяснимое неаргументированное отторжение у стартапов к фондам с государственными инвесторами: «В основном всё сводится к тому, что компании планируют стать международными, и опасаются проблем, связанных с наличием в капитале компании государственных средств. Мы научились работать с возражениями, разработали внутренний скрипт. Иностранцы реагируют в принципе на российские компании с государственными и частными инвесторами одинаково».
Вадим Бочкарев пояснил, что, с одной стороны, наличие российского инвестора может усложнить выход компании на IPO, если тот находится в санкционном списке. С другой стороны, некоторые инвесторы считают преимуществом работу с государственным игроком. «Когда вы приходите и представляете умные деньги из России – на вас смотрят как на интересного инвестора и готовят впускать в текущий раунд по хорошей цене», – добавил он.