04.03.2020

21 февраля в конференц-центре Newsroom состоялась конференция ИД «Коммерсантъ» «Фарма 2020. Вызовы и перспективы»

Ключевыми стали вопросы лекарственного обеспечения, системы госзакупок, маркировки и дистанционной торговли лекарственными препаратами. Модератором сессии выступила Анастасия Мануйлова, корреспондент ИД «Коммерсантъ».

Российские и зарубежные фармпроизводители предлагают вывести процедуру закупки препаратов из-под действия 44-ФЗ. Идея разделения закона о госзакупках на отраслевые из-за его сложности становится все популярнее и обсуждается и на других рынках. Также, по оценке производителей лекарств, отвечать как за надзор, так и за развитие фарминдустрии должен один контролирующий орган — и оптимизация профильных госструктур рынку необходима не менее «регуляторной гильотины». В частности, это позволило бы решить проблему обращения некачественных препаратов, из-за которой правительство планирует закупать часть лекарств по торговым наименованиям.

Российскому фармрынку необходимо обновление законодательства о госзакупках препаратов, оптимизация мер господдержки и надзора за фармкомпаниями и реформа обеспечения населения льготными и незарегистрированными лекарствами. «За 2019 год из-за несовершенств законодательного регулирования госзакупок лекарств было сорвано не менее 65 тыс. аукционов по всей стране»,— заявил на конференции «Фарма 2020. Вызовы и перспективы» глава Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев.

Правительству необходимо рассмотреть перспективу создания для госзакупок лекарств отдельного регулирования, которое позволит медучреждениям более гибко подходить к выбору поставщиков и ориентироваться не только на ценовую экономию. «Ряд проблем был напрямую связан с появлением методики определения начальной максимальной цены — сейчас Минздрав ее обновил, но изменения минимальные»,— пояснил он. «Нужно определиться, что необходимо в первую очередь — эффективное лечение пациентов или развитие собственной фармацевтической промышленности, и отрегулировать закупки с учетом приоритета»,— отметил глава ассоциации фармацевтических компаний «Инфарма» Вадим Кукава.

По словам Виктора Дмитриева, рынок также нуждается и в едином регуляторе. «Без этого нынешняя реформа контрольно-надзорной деятельности окажется менее эффективной»,— отметил он. «Регуляторная гильотина» должна оптимизировать, в частности, и регулирование фармрынка уже с 2021 года.

Вадим Кукава напомнил: хотя намерение введения в РФ всеобщего лекарственного возмещения было зафиксировано еще в Стратегии развития фармпромышленности в 2013 году, до сих пор Минздрав не предложил четкого механизма даже для пилотных проектов. С 2020 года 47 регионов планировали начать оплачивать части пациентов с сердечными заболеваниями покупку лекарств — но, по словам господина Кукавы, методология работы медучреждений, фармпроизводителей и аптек так и не появилась в публичном доступе.

По словам заместителя гендиректора компании Biocad Алексея Торгова, дополнительные сложности в закупки лекарств может внести инициатива разрешить их приобретение по торговым наименованиям. Правительство поручило Минздраву проработать такую возможность для онкопрепаратов. «Если мы сомневаемся в качестве препаратов на российском рынке, необходимо усилить фармаконадзор, в частности, стимулировать врачей и пациентов сообщать о побочных эффектах лекарств в Росздравнадзор, а не в соцсети»,— пояснил он. По его словам, оптимизировать контроль качества препаратов на госзакупках особенно важно в преддверии возможного расширения спроса на них.

Затрагивая тему маркировки лекарственных препаратов, участники дискуссии выразили сомнения в готовности отрасли к запуску системы 1 июля 2020 года. С одной стороны, число зарегистрировавшихся участников растет, но подключились далеко не все, кроме того, возникают новые вопросы юридического характера, система не успевает за новеллами в законодательстве. Участники ожидают сбоев и отмечают необходимость и важность полномасштабного тестирования системы маркировки по всей цепочке с участием всех субъектов перед ее запуском.

«Важно понимать: для того чтобы к 1 июля фармацевтическая отрасль подошла с лучшим результатом, чем в начале этого года, нужно в корне менять понимание бизнесом сути маркировки. Маркировка — лишь небольшая часть пласта новых информационных технологий Track & Trace. А построение Track & Trace системы внутри каждого предприятия максимум через 1,5–2 года будет таким же must have, как и внедрение ERP в конце 90-х годов. Сегодня уже очевидно, что фармпроизводители зря ждут, когда их поставщики оборудования, не имеющие адекватного IT-опыта, “к 1 июля все-таки допишут ПО”. Привлекайте специалистов и делайте из маркировки ресурс для цифровизации своего предприятия. Иначе это останется “просто нагрузкой”»,— отметил Равиль Гимадиев, генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group

Борис Овчинников, партнер Data Insight, представил обзор сегмента интернет-аптек по итогам 2019 года. Игроки ждут принятия закона о дистанционной торговле лекарственными препаратами, но он не был принят в 2019 году и под вопросом его принятие в 2020 году, соответственно, сроки и параметры запуска легальной доставки лекарств по-прежнему неизвестны. У участников рынка сохраняется беспокойство в отношении прихода универсальных интернет магазинов и маркетплейсов. Но у крупнейших маркетплейсов доля в категории «здоровье» по итогам 2019 года составляет менее 1%.

«Интернет аптеки — самый быстрорастущий сегмент рынка eCommerce, с почти двукратным отрывом от ближайших конкурентов по темпам роста. За 2019 год россияне сделали в онлайн-аптеках более 50 млн заказов, это более 80 млрд руб. Темп роста — более 80% год к году. Количество онлайн-заказов в аптеках больше, чем суммарное количество заказов в Delivery Club и “Яндекс.Еде”, и на порядок больше, чем количество заказов в сервисах экспресс-доставки продуктов из магазинов»,— отметил господин Овчинников.