01.01.2010

Обучение без черновиков. Конференция «СПО в высшей школе»

Цифровизация всех областей жизни общества требует формирования новых компетенций у студентов и преподавателей. Участники 14-й конференций «Свободное программное обеспечение в высшей школе» обсудили, как свободное программное обеспечение помогает оптимизировать образовательные процессы. Мероприятие состоялось в конце января 2019 г. в Переславле-Залесском, его организатор – компания «Базальт СПО» в партнерстве с Институтом программных систем им. А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН) и АНО «Национальный суперкомпьютерный форум».

Преподаватели вузов и школ, студенты и аспиранты, разработчики ПО и эксперты рассказали о своем опыте применения отечественного свободного софта в образовательных процессах и обсудили актуальные задачи.  Они отметили, что объем информации, необходимый для усвоения учащимися, постоянно возрастает, стремительно растет динамика смены профессиональных ориентиров. Поэтому систему обучения будущих специалистов для цифровой экономики надо строить на современных и перспективных технологиях, чтобы школьникам, студентам и молодым специалистам не приходилось переучиваться заново. Необходимо выстроить сквозную систему образования – от дошкольного до высшего, – которая на каждом этапе обеспечивает нужные знания и навыки. Она должна опираться на отечественные информационные технологии и эффективно адаптировать будущих выпускников к рынку труда.

Решить эти сложные и срочные задачи позволяет внедрение свободного программного обеспечения в образовательные процессы.  «Open Source дает возможность познакомиться с внутренним устройством программного продукта с любой степенью подробности и глубины, и попробовать свои силы в его изменении, начать общаться с международным сообществом и достичь в нем того уровня, на который хватит способностей и упорства», пояснил Иван Панченко, заместитель генерального директора Postgres Professional.  Свободное ПО широко используется в учебных курсах высшей и средней школы. На основе свободного программного обеспечения разработаны и успешно используются обучающие среды и лабораторные практикумы, например, в Брестском государственном техническом университете, Астраханском государственном техническом университете, ЛЭТИ и других вузах. В МГУ разработаны методические основы создания национальной системы развития цифровых навыков (СРЦН) на базе операционной платформы «Альт» и продуктов свободного программного обеспечения. На базовой кафедре АДЭ во МТУСИ «Технологии электронного обмена данными» в сотрудничестве с «Базальт СПО» и МЦСТ создан Типовой отечественный аппаратно-программный модуль для изучения Интернет-технологий (ТОМИИТ), который снабжен учебно-методическими материалами и комплексом лабораторных работ. Модуль полностью построен на отечественных решениях: компьютерах на базе отечественного процессора Эльбрус и операционной системе (ОС) «Альт», его уже сегодня можно применять в качестве типового в профильных вузах.

Первое звено системы образования – дошкольное и начальное школьное – до сегодняшнего дня оставалось за рамками обучения информационным технологиям. Сегодня такой подход представляется нерациональным. «Жизнь показывает, что предпрофессиональную подготовку жителя XXI века нужно начинать еще в дошкольном возрасте. Причем облекать занятия в игровую, увлекательную форму, чтобы обучение было приятным и желанным», – отметил Анатолий Кушниренко, заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН.

В НИИСИ РАН разработана и широко применяется четырехлетняя программа ПиктоМир для обучения программированию и проведения олимпиад дошкольников и младших школьников. По мнению разработчиков, 100% обучаемых детей к моменту окончания начальной школы способны выйти на уровень практического владения программированием, предусмотренный действующим ФГОС для выпускников 9 класса. А с бесплатным образовательным комплектом УМКИ разработки ИПЛИТ РАН дети осваивают основы робототехники. Программный пакет входит в базовую поставку системы «Альт Образование» и включен в отечественный  репозиторий «Сизиф».

Задача номер один – научить работе со свободным программным обеспечением учителей. «Базальт СПО» создал и развивает портал kurs.basealt.ru для дистанционной поддержки педагогов, которые осваивающих ОС «Альт» и СПО.  Ресурс постоянно наполняется учебными и методическими материалами, работает форум. 

Участники конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе» рассказали, как используют СПО-продукты для организации учебного процесса. На факультете ВМК МГУ создана и успешно применяется образовательная среда для проведения дистанционных и не дистанционных занятий по Python со студентами, платформой бездисковой загрузки служат ОС «Альт Сервер» и «Альт Рабочая станция». Независимый проект diglossa.js предоставляет систему поддержки  сложного итерационного процесса подготовки публикаций. Например, можно создавать сложные составные тексты из неизменяемого авторского и связанных с ним других текстов, снабженных мета-информацией. Свободную программу Open Broadcaster Software можно применять для создания образовательного видеоконтента: записывать видео непосредственно во время лекций и транслировать его на любые пользовательские устройства.               

Крайне важно, чтобы в учебном процессе применялись не только отечественные разработки на основе СПО, но и вычислительная техника на российских аппаратных платформах. В рамках конференции состоялась выставка, на которой демонстрировался модуль ТОМИИТ; сервер на базе процессоров «Эльбрус» с погружным жидкостным охлаждением – перспективная разработка для построения облачных ресурсов; тестовый комплект, включающий ПК на базе процессора «Байкал-Т» и специализированную версию ОС «Альт».

Генеральный директор «Базальт СПО» Алексей Смирнов подвел итоги мероприятия: «Мы рады, что конференция стала площадкой для общения людей, заинтересованных  в использовании свободных программ в учебном процессе: представителей вузов и школ, студентов, разработчиков свободных программ. Разработка и применение свободного софта – один из важных путей решения задачи технологической независимости страны. Особую значимость СПО имеет для инженерного образования, поскольку предоставляет студентам практически неограниченные возможности для изучения и освоения компьютеров на российских процессорах, а также для участия в реальных проектах разработки системного и прикладного ПО».