Цифровизация автопарка проходит очень активными темпами: в Москве подвели итоги конференции «Цифровизация автопарка 2.0»
28 марта 2019 года в отеле «Марриотт Новый Арбат» завершилась конференция РБК «Цифровизация автопарка 2.0». В конференции приняли участие свыше 100 человек.
Первая сессия конференции «Цифровизация автопарка 2.0» была посвящена ключевым технологическим трендам, оказывающим влияние на эффективность управления автомобильным парком. Участники рынка обсудили новые технологии, используемые в корпоративном автопарке, а также инструменты, позволяющие снизить затраты компании — контроль расхода ГСМ, использование нейросетей, а также системы помощи водителю и предотвращения ДТП.
Александр Козлов, директор по развитию Russian Automotive Market Research (НАПИ), представил доклад о новых технологиях, используемых в корпоративном автопарке. Также эксперт рассказал о том, какие технологические инструменты позволяют оценить рыночную конъюнктуру, определить позицию компании на рынке, спрогнозировать спрос и выбрать направление развития.
Сергей Куликов, генеральный директор «РесурсТранс», рассказал, как контроль расхода ГСМ становится действенным инструментом снижения затрат компании. По словам эксперта, сейчас наблюдается новая тенденция: заказчики начинают использовать новые подходы к поиску и привлечению транспортных компаний. В то же время наблюдается отказ от традиционных форм проведения тендеров и переход в онлайн-режим работы с перевозчиками, сказал эксперт.
Александр Коломенский, руководитель направления «МТС Транспорт», в своем докладе «Технологии Connected Car и IOT в коммерческом транспорте» рассказал о тех сложностях, с которыми сталкиваются транспортные компании при внедрении новых технологий в работе. «Одно из современных требований компаний — это наличие видеопотока, то есть не просто видеорегистратор, а управление видео в облаке с возможностью аналитики. В первую очередь требование касается корпоративных транспортных парков», — рассказал Александр Коломенский.
Как компании могут генерировать прибыль за счет новых цифровых технологий и какая здесь роль у нейросетей и систем объективного контроля в автопарке, рассказал Виктор Субботин, генеральный директор компании «Бета». В то же время эксперт обратил внимание, что при использовании нейросетей в анализе данных автомобильных парков есть некоторая сложность. По словам эксперта, на данный момент получить данные в открытом виде для анализа достаточно сложно. Каждый участник рынка (а это не только транспортные компании, но и телеком-операторы) в разной степени эти данные собирает и использует, но нет единой площадки, открытой для всех его участников.
Роман Ферштер, генеральный директор «РГРАВТО», рассказал, как система помощи водителю и предотвращения ДТП становится действенным экономическим инструментом для повышения безопасности и эффективности корпоративного автопарка. «Исследования показывают, что к авариям приводят два фактора — в 95% это человеческий фактор, а в 93% — невнимательность водителя за две секунды до аварии», — говорит эксперт. Интегратор предлагает готовые решения для автопарка — приложение Mobileye. Его основная функция — предотвращение аварийных ситуаций, что становится возможным за счет предоставления водителям спасательных решений в режиме реального времени.
Все участники сессии согласились с выводом, что для развития рынка автотранспортных и логистических услуг важно взаимодействие его участников.
Не менее оживленно прошла вторая сессия конференции, которая была посвящена цифровым решениям в обслуживании автопарка. Участники рынка поделились, какие технологические решения они уже используют, а технологические компании рассказали, какие современные продукты они предлагают.
Артем Блинов, руководитель направления решений для транспорта и логистических компаний «1С-Рарус», в своем докладе рассказал, как использовать передовые технологии автоматизации в транспортной логистике и управлении автопарком. «Если у вас собственный парк, то вам известно, что далеко не всегда удобно организовать выдачу путевых листов диспетчерам централизованно, поэтому мы стали устанавливать терминал в разных районах города, где водитель может получить путевой лист, не заезжая для этого в автопарк», — сказал эксперт. Современные технологические решения позволяют клиентам, водителям и диспетчерам в режиме реального времени отслеживать статус груза и местонахождение транспортного средства, а также актуальную информацию о километраже, времени в пути и планируемом времени доставки.
Сергей Гуисов, менеджер по развитию бизнеса Meta System, в своем докладе «Телематика как инструмент безопасности и оптимизации бизнес-процессов корпоративного автопарка» рассказал, что именно увеличивает расходы автомобильного парка. Эксперт отметил, что аварийность, штрафы — факторы, которые значительно влияют на расходы парка, а прогнозировать их достаточно сложно. «Ни один автопарк не имеет четкого представления, что такое аварийность в рамках его бизнеса и как ее снизить. Современная система мониторинга должна устанавливать связь между аварией и вождением после факта ДТП: обстоятельства, регион, ускорение, другие факторы. Мониторинг транспорта в том виде, в каком он существовал пять лет назад, сейчас уже никому не интересен, а современный мониторинг дает не сырые данные, а готовую информацию для важных бизнес-решений в работе автопарка», — подвел итог эксперт.
Антон Рудашевский, директор продуктового офиса BIA-Technologies, рассказал, какие новые возможности дает роботизация мониторинга и диспетчеризации транспорта. Ручной контроль дает возможность направлять транспортные потоки только до определенного количества транспортных средств или транспортных операций, при увеличении масштабов возникает необходимость внедрять сложные технологические решения. Иначе ошибки, дубли и накладки приводят к тому, что компании теряют клиентов.
Про функции современных систем планирования транспорта рассказал Анатолий Березин, руководитель направления TMS ГК «КОРУС Консалтинг». По мнению эксперта, эта цель достигается за счет тактического планирования — долгосрочного и среднесрочного планирования, которое позволяет оптимизировать регулярные маршруты. Алгоритмы их оптимизации отличаются от тех, которые используются для маршрутов операционных. Эти же алгоритмы позволяют оптимизировать время приезда водителей, места по маршруту, а также сокращают время их ожидания в парках, складах и т.д.
Александр Усов, исполнительный директор «CTRL Лизинг», рассказал про цифровизацию охраны здоровья водителей. Эксперт поделился, каким образом компании «CTRL Лизинг» удается оптимизировать расходы при цифровизации охраны здоровья водителей и какие варианты компания предлагает своим клиентам. Сейчас можно говорить о некотором противостоянии старых и новых моделей предоставления транспортных услуг, в то время как каршеринг и современные такси изменили наши представления о транспорте и передвижениях по городу.
О том, какое значение имеет облик автомобилей в эпоху цифровизации, рассказал коммерческий директор НИИ СОКБ Дмитрий Сивохин. По мнению эксперта, задача современных цифровых решений состоит в том, чтобы предоставить компании максимально объективную информацию о существующих на рынке решениях и помочь максимально быстро и эффективно решить поставленные перед ней задачи.
Подводя итоги сессии, участники отметили, что, несмотря на новые технологии, применяемые в корпоративном автопарке, потребность в человеческих ресурсах никуда не исчезает. Участники сессии согласились, что исключить человеческий ресурс из операционной деятельности парков полностью невозможно, необходим как минимум один логист, который будет способен решать нестандартные задачи. А задача современных систем планирования состоит в том, чтобы давать бизнесу готовые рекомендации для принятия управленческих решений.