Исследование Strategy Partners: цифровизация строительной отрасли
Российские строительные и девелоперские компании задумались о цифровой трансформации и готовы переходить на новый технологический уровень: более 40 % респондентов считают цифровую трансформацию своим стратегическим приоритетом — говорит исследование, проведенное компанией Strategy Partners совместно с РГУД и журналом «Генеральный директор».
При этом на текущий момент уровень большинства компаний сектора, согласно опросу, в целом невысокий:
- высокий уровень проработки стратегии цифровой трансформации имеют около 20 % опрошенных;
- уровень организационного развития для реализации программ цифровой трансформации отвечает лучшей практике у 15 % респондентов;
- более 30 % компаний уже дополнили свой продукт цифровыми решениями и имеют, по их мнению, сравнительно высокий уровень цифровизации клиентских функций;
- только 4 % респондентов можно присвоить высокий уровень цифровизации производственного процесса;
- лишь 4 % компаний широко применяют цифровые решения в различных корпоративных функциях;
- только 7 % опрошенных полагают, что их компанию можно назвать лидером рынка РФ по внедрению и использованию цифровых технологий.
Компания Strategy Partners, входящая в топ-3 стратегических консультантов российского рынка, представила результаты первого в России исследования уровня цифровизации девелоперских и строительных компаний. В проведенном опросе участвовало более 70 компаний с разным масштабом деятельности, уровнем интеграции в цепочке и специализацией.
«Строительная индустрия никогда не была передовой, она всегда была инертной в части инноваций — это не телеком, не IT и даже не розница. Наше исследование впервые показало актуальную картину текущего уровня «цифрового» развития российских строительных и девелоперский компаний. Мы увидели, насколько компании продвинулись по трем ключевым направлениям: продукт и клиент, производственный процесс, а также корпоративные функции», — комментирует исследование Елена Киселева, руководитель исследования, партнер Strategy Partners, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура».
Ознакомиться с полным текстом исследования можно здесь.
Уровень проработки стратегии цифровой трансформации и организационного развития
Значительная часть респондентов полагает, что цифровая трансформация для компании — один из стратегических приоритетов (46 % абсолютно согласны, 54 % отчасти согласны). При этом только 18 % респондентов определили количественные цели, которые хотят достичь путем реализации проектов цифровой трансформации.
Значительная часть компаний — 46 % — выделила структурные подразделения под внедрение новых цифровых технологий (ЦТх). Однако выстроить работающий процесс удалось меньшей части компаний. Только 25 % респондентов уверенно ответили, что им удалось развить культуру постоянных улучшений в части использования ЦТх, 18 % разработали требования к компетенциям сотрудников в области ЦТ и лишь 11 % внедрили эффективную систему мотивации за достижение результатов от проектов ЦТ.
Наиболее приоритетные цифровые решения
Предложение многих опрошенных компаний включает элементы цифровых решений. 35 % респондентов предлагают клиентам такие цифровые решения, как «умный дом», «умное здание», «умная инфраструктура». Также многие компании уделяют внимание цифровизации клиентских функций. 31 % создает специальные мобильные приложения, позволяющие заказать бытовые услуги и произвести оплату ЖКУ в режиме онлайн, а 27 % компаний эффективно управляют лояльностью целевой аудитории в цифровых каналах.
Лишь 4 % компаний имеют относительно высокий уровень цифровизации производственного процесса. У 25 % широко распространен электронный документооборот (безбумажная стройка) и облачные решения для коллаборации — 22 %. У 12 % BIM является стандартом при проектировании. Только 4 % респондентов активно используют интернет вещей — предиктивное обслуживание инфраструктуры, и лишь 8 % — контроль за передвижением людей на строительных площадках.
Только 4 % респондентов имеют относительно высокий уровень цифровизации корпоративных функций. Наиболее популярное решение — автоматизированное планирование; 25 % его широко применяют и 61 % используют частично. Интегрированные системы управления проектами и другие информационные системы широко применяют 7 % компаний и частично реализуют 68 %.
Участники опроса определили топ-5 наиболее перспективных технологий для отрасли. Ими оказались: BIM — за него проголосовали 63 %, Big Data — 60 %, БПЛА — 50 %, облачные решения для коллаборации — 43 % и интернет вещей, которому свои голоса отдали 40 %.
Результат внедрения технологий компаниями и причины отсутствия эффекта
4 % респондентов полностью согласны с получением значимого эффекта от внедрения цифровых решений. Ключевой причиной отсутствия эффекта для остальных компаний, по их мнению, стала невозможность его измерить. При этом более двух третей респондентов не довели инициативы до конца.
Проблемы и ограничения, связанные с цифровизацией бизнеса
Строительные и девелоперские компании выделили три ключевые проблемы и ограничения для внедрения цифровых технологий. Это высокая стоимость внедрения: 36 % респондентов считают ее основной проблемой, а 56 % частично с этим согласны. Второй проблемой компании назвали недостаточную цифровизацию поставщиков, а третьей — высокие риски внедрения новых цифровых технологий.
«В зарубежной практике компании стремятся иметь интегрированную систему управления, которая позволяет контролировать все процессы в режиме реального времени. Это значит, что все процессы должны быть цифровизованы. В результате исследования мы увидели, что многие российские компании всерьез задумались и озаботились цифровой трансформацией. Они поняли, что должны заниматься технологиями и переходить на новый технологический уровень. Наше исследование поможет им понять текущее положение дел, их место в глобальной цифровой трансформации и направления, которым надо уделять особое внимание», — говорит Елена Киселева.
«Успешная трансформация может в разы увеличить стоимость компании, а ее игнорирование — разрушить бизнес. Сегодня цифровые технологии позволяют компаниям выгодно отличаться на рынке. А отличаться необходимо: если компания ничем не выделяется, считайте, ее не существует», — отмечает Александр Идрисов, основатель и управляющий партнер Strategy Partners.