«Осенний документооборот – 2019»: встреча экспертов цифровой экономики на пути к документообороту будущего
Одно из ключевых ежегодных мероприятий отечественного рынка СЭД/ЕСМ, конференция «Осенний документооборот», состоялось в Москве 25 октября. Встреча, посвященная 25-летнему юбилею ЭОС, прошла на новой площадке - в Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park. А еще - в обновленном формате и с небывалым аншлагом: регистрацию прошли более 650 человек из разных регионов России и ближнего зарубежья. Очевидно, что интерес к электронному документообороту, управлению корпоративным контентом и цифровизации растёт год от года! Соорганизатором конференции традиционно выступил Технический подкомитет по стандартизации электронного документооборота (ПК-6).
25 лет – возраст расцвета сил и больших планов
В юбилейный год особенно приятно осознавать, что уже четверть века мы движемся только вперед, ведем за собой наших многочисленных партнеров и заказчиков, активно способствуем развитию всего отечественного ИТ-рынка.
Председатель совета директоров компании ЭОС, к.т.н Владимир Баласанян
Председатель совета директоров компании ЭОС, к.т.н. Владимир Баласанян, обращаясь к аудитории с приветственным словом, отметил: в 1994 году делопроизводство было сложным и запутанным, но спустя всего несколько лет автоматизация документооборота стала эволюционировать, в том числе, на законодательном уровне - и в этом процессе роль ЭОС сложно переоценить. По сей день мы не только разрабатываем системы электронного документооборота, но и остаемся центром компетенций в отрасли, наши решения используют органы законодательной власти, суды и прокуратуры, МФЦ, федеральные и региональные органы исполнительной власти и, конечно же, коммерческие организаций разных отраслей – в общей сложности более 7000 клиентов.
Команда ЭОС уверена: пройденный путь – это только начало большой и интересной работы на благо каждого заказчика и государства в целом. Отвечая на вызовы времени, ЭОС выводит свои решения за рамки традиционных СЭД, применяет в своих разработках технологии искусственного интеллекта, чат-боты, корпоративные порталы и другие инновации. «Сегодня мы видим новые требования заказчиков, и мы опять должны идти впереди рынка, придумывать что-то новое - то, что станет основой документооборота будущего», – говорит бессменный лидер ЭОС.
Развитие СЭД в России: о ГосСЭД и законодательной базе для «электронной революции»
В числе глобальных задач отечественного рынка СЭД/ЕСМ, в решении которых ЭОС принимает участие - проект создания «Государственной СЭД» в рамках программы «Цифровая экономика РФ». Об этой инициативе на «Осеннем документообороте – 2019» рассказал руководитель проекта НИИ «Восход» Сергей Гортинский.
Руководитель проекта НИИ «Восход» Сергей Гортинский
«Мы хотим построить большую платформу, экосистему ЮЗЭДО, обеспечивающую юридическую значимость электронных документов, и установить некие единые правила игры для ведомственных СЭД», – сообщил он. И хотя это проект для реализации «в долгую», уже в 2020 году планируется реализовать блоки межведомственного обмена и автоматизированной обработки обращений граждан с предварительной подготовкой ответов.
По мнению к.и.н, ведущего эксперта по управлению документацией ЭОС, член ARMA International Натальи Храмцовской, сейчас начинается радикальный этап «электронной революции», который потребует коренным образом изменить подходы к управлению документами и информацией. Необходима проработка законодательной базы для внедрения таких инноваций, как Интернет вещей, технологии «умных» городов, дополненная реальность, мобильные технологии. Российские госструктуры активно работают в этом направлении – например, создается «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта».
Директор по развитию, ЗАО «Центр открытых систем и высоких технологий» Александр Хельвас рассказал о применении искусственного интеллекта для работы с документами, подчеркнув, что «основная проблема сейчас – организация взаимодействия между восприятием людей и машины».
Директор по развитию, ЗАО «Центр открытых систем и высоких технологий» Александр Хельвас
Импортозамещению 5 лет, переход продолжается
По мнению директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Ильи Массуха, итоги перехода на отечественное ПО можно оценить двояко.
Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух
С одной стороны, уже многое сделано, успешно наполняется Реестр отечественного ПО (в нем уже более 5600 наименований), развивается законодательная база. С другой стороны, спрос на отечественные продукты формируется во многом принудительно. Задачи перехода на отечественное ПО – сделать российские продукты конкурентоспособными на мировом рынке и независимыми от зарубежных решений, обеспечить компенсационные меры по стимулированию спроса. В СЭД в этом плане статистика одна из лучших на рынке, наряду с решениями по информационной безопасности.
Президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская отметила, что Правительством РФ разрабатывается программа субсидирования импортозамещения: выбраны 9 классов решений, разработка и внедрение которых будет поддерживаться государством – выгодные условия обещают и заказчикам для того, чтобы они активнее покупали и внедряли у себя отечественное программное обеспечение. «Если мы переведем на отечественные разработки фундамент, все остальные тоже подтянутся», – уверена Наталья Касперская.
Президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская
В ходе дискуссии, посвященной теме импортозамещения, была также поднята проблема использования СПО в рамках импортозамещенного продукта. Эксперты высказали мнение, что при условии выполнения требований ГОСТ 54593-2011 (требования к отечественной инфраструктуре разработки и поддержки) такое применение оправдано. Что касается старта перехода к отечественному софту, то эксперты советуют начать с выбора требуемых компонентов ИТ-системы, определения производителей по каждому сегменту и формирования критериев успешности.
Цифровая трансформация архива – еще одна задача для СЭД
По вопросам цифровой трансформации архивов на «Осеннем документообороте» высказались заместитель руководителя Федерального архивного агентства Олег Наумов, заместитель директора Российского государственного архива научно-технической документации Павел Кюнг и ведущий бизнес-аналитик ЭОС Елена Плешкова.
Заместитель руководителя Федерального архивного агентства Олег Наумов
Заместитель директора Российского государственного архива научно-технической документации Павел Кюнг
Ведущий бизнес-аналитик ЭОС Елена Плешкова
Эксперты напомнили, что основные трудности при создании электронных архивов создают неразвитая законодательная база, одновременное присутствие на рынке конкурирующих решений, недостаточная заинтересованность производителей в кроссплатформенности своих форматов, а также отсутствие решения по долговременному хранению. И все же успехи есть: например, ЭОС реализует пилотный проект создания архива электронных документов на правах подлинников в Ростовской области, совершенствует механизмы бесшовной интеграции СЭД с системой архивного хранения.
«Электронный архив должен стать такой средой, чтобы в рамках него с документами можно было выполнять определенные операции, не заботясь об аутентичности документа. Важно обеспечение сохранности – от сохранения физической записи на носителе до сохранения стандартов. Для построения полноценной архивной системы в ближайшем будущем все эти проблемы нужно решить», – резюмировал Владимир Баласанян.
Решения ЭОС: производительнее, мобильнее, функциональнее
Конечно же, на «Осеннем документообороте» мы уделили внимание развитию решений ЭОС. По оценке генерального директора «ЭОС ПВ» Юрия Назарова, потребности заказчиков стали более унифицированными и однородными, рынок стандартизировался, производители СЭД получили возможность быстрее и качественнее реагировать на потребности.
Генеральный директор «ЭОС ПВ» Юрий Назаров
Это произошло за счет целого комплекса событий, в том числе, вовлечения в электронный документооборот руководства организаций, внедрение МЭДО и СМЭВ, электронной цифровой подписи.
В связи с этим внимание ЭОС при разработке новых версий продуктов направлено в сторону юзабилити, производительности, мобильности и функционального развития систем. Так, в СЭД «ДЕЛО» появился модуль совещаний, подсистема управления проектами, развиваются технологии искусственного интеллекта и многомерного анализа данных. Изменения в платформе EOS for SharePoint коснулись конструктора маршрутов, конструктора карточек, интеграции системы в рамках обмена документами с СБИС и другими операторами. Новая, переработанная и импортозамещенная версия сервера мобильных решений ЭОС находится на завершающей стадии тестирования, изменения в приложении коснутся интерфейса, личных папок, появятся модули совещаний и аналитики. Кстати, приложение EOSmobile для Android уже через месяц будет в Google Play Market.
Экосистема ЭОС – территория дружбы и уважения
В ходе конференции с поздравлениями с 25-летием в адрес ЭОС выступили представители Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова и Министерства информационных технологий и связи Ростовской области (поздравление зачитал партнер ЭОСа «Бизнес ИТ»). Со своей стороны, мы отметили лучших заказчиков ЭОС: памятные статуэтки получили Центральный Банк РФ и Государственная Дума РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, Генеральная Прокуратура РФ, ФГБУ «Росгеолфонд», Администрация Липецкой области, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, ПАО «Казаньоргсинтез» и РНЦХ (центр хирургии) им. Акад. Б. В. Петровского.
«Осенний документооборот 2019» прошел при поддержке ведущих мировых и российских ИТ-компаний: «Новые облачные технологии», PFU Fujitsu, Huawei, «Актив», «ПИРИТ», Canon, Brother, BaseALT, «НОРСИ-ТРАНС», «РЕД СОФТ», ГК «Центр открытых систем и высоких технологий», АРПП «Отечественный софт». С их решениями участники конференции познакомились на выставке в холле Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park.
Мероприятие поддержали ведущие издания: MSKIT, ITSZ, ICT-Online, SPBIT, NNIT, 12NEWS, «Системный администратор», «БИТ. Бизнес & информационные технологии», «Мобильные телекоммуникации», Единый портал электронной подписи, Телеканал ПРО БИЗНЕС, «ИТ Медиа».