Обучить умный дом, рекомендовать ТВ-контент и предсказать эмоции — вызовы и лучшие проекты Neuromedia-2017
Мысль о том, что мозг — это черный ящик, не раз прозвучала во время Всероссийского хакатона Neuromedia-2017, финал которого прошел в Санкт-Петербурге 24-26 ноября 2017 года. Чтобы постичь устройство нейронных сетей и с помощью нейротехнологий трансформировать телевидение, систему «умного дома» и искусство, участники использовали математические алгоритмы и методы машинного обучения, создали самообучающиеся нейронные сети и датчики, считывающие импульсы мозговой активности. По две лучшие команды в тематических треках «Умный дом» и «Нейромаркетинг», поразившие жюри своим образом мышления и своеобразием подхода к решению прикладных задач, разделили призовой фонд 300 тысяч рублей.
30 часов работы и всего 5 минут на презентацию, чтобы представить жюри концепцию своего проекта, блеснуть неординарностью технологического решения и доказать, что продукт справится с поставленной бизнес-задачей и будет востребован в мире, где нейротехнологии все еще из области фантастики. Труднее всего участникам хакатона, блестящим программистам и математикам из Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Сочи, Казаны, Челябинска и Красноярска, дается, конечно, формулировка бизнес-модели.
30 часов до финальной защиты. Хакатон Neuromedia-2017 стартует в тот момент, когда команды получают техническое задание. Их консультируют кураторы, специалисты GS Group. Они всегда на площадке — дают вводные для проектов, помогают с кодом, направляют идеи, готовят к первой проверке на прочность — экспертной сессии. Во время предзащиты проектов становится понятно, как сложно уложить колоссальную работу в 5 минут питчинга и качественно подготовить презентацию. 20 часов до финала. Впереди у участников целая ночь работы, чтобы откалибровать свои прототипы и сделать презентацию, которая сразу ответит на вопросы, можно ли научить «умный дом» угадывать желания, как звучат эмоции, и что такое нейротеатр. 5 часов до финала. Поле напряженной ночи работы и сомнений участники бодро выстраиваются на зарядку. Это финишная прямая. Совсем скоро им предстоит сдать свои презентации, и больше они уже не смогут изменить ничего в своей работе.
Финальная защита. Команды успевают погрузить членов жюри во все детали проекта. После часовой дискуссии эксперты готовы объявить результаты. Главные споры шли вокруг проектов в треке «Умный дом». Здесь у участников была предельно конкретная задача — создать механизмы для контроля температуры и освещения на основе нейронной сети, с учетом заданной конфигурации дома. Интерес к этой теме не случаен: в скором будущем GS Group намерен выпустить на рынок решение для «умного дома», мозговым центром которого станет цифровая ТВ-приставка. Победили команды, которым удалось максимально приблизиться к пониманию этой концепции и «попасть» в представления рынка. Второе место заняла команда студентов Университета ИТМО: Айгуль Нугманова, Василий Пальков, Евгений Лисицкий и Зарема Муслимова. Они создали систему управления освещением «умного дома», в основе которой — рекуррентная нейронная сеть. Главная особенность продукта заключается в том, что с помощью датчиков движения он определяет точное местоположение пользователя в каждый момент времени. Первое место — у сборной Twister Radiator — Дмитрия Медведева из Университета ИТМО, Андрея Игнатова из МГУ им. М.В. Ломоносова и Дмитрия Рыжова из Тульского государственного университета. Ребята разработали прототип системы, отвечающей за климат внутри «умного дома». Решение работает на всех популярных платформах и адаптируется под дом с любым количеством комнат и набором датчиков. Его важное преимущество — низкая стоимость.
В треке «Нейромаркетинг» второе место завоевал Александр Мамаев, 10-классник из Челябинска, покоривший всех членов жюри неординарностью технологической реализации своего проекта. Он визуализировал и озвучил эмоции человека в состоянии покоя, а также под влиянием звука, света и цвета. Александр изящно решил задачу, использовав бустинг, метод машинного обучения. Первое место оставила за собой команда Gaun, Артем и Валерия Менисовы из Санкт-Петербурга. Они создали движок рекомендательной системы ТВ-контента на основе сингулярного разложения матрицы.
«Для нас проведение такого мероприятия — это попытка не только заглянуть в будущее, но и приблизить его, а также подсмотреть необычные решения и прототипы, которые мы можем использовать уже сейчас, — отметил директор по стратегическим проектам и коммуникациям GS Group Андрей Безруков. — Есть команды и проекты, которые нас заинтересовали. Мы планируем взаимодействовать с ними и создать комьюнити молодых технологических разработчиков. Надеюсь, что участие и победа в хакатоне поможет командам в их профессиональном развитии».
Издательский дом «Санкт-Петербургские ведомости» вручил специальные призы в номинации «За волю к победе». В треке «Умный дом» был награжден студент Университета ИТМО Наимджон Шамсудинов. Он один создал платформу на основе нейронной сети, обладающую функциями «умного» термостата и адаптивной системы освещения. В номинации «Нейромаркетинг» приз получили студенты Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО Дарья Чиримисина, Павел Корепанов, Александр Гайош, Наталия Купсик и Аркадий Иващенко за проект нейротеатра, развитие действия и визуальных образов в котором зависят от когнитивных реакций человека.
Организаторы Всероссийского хакатона Neuromedia-2017 — холдинг GS Group и Университет ИТМО совместно с Отраслевым союзом «НейроНет».