01.01.2010

Стартовал Российский Интернет Форум в онлайне - РИФ.Онлайн

15 апреля 2020 года состоялось открытие и главная аналитическая панель онлайн-части легендарного форума РИФ+КИБ — РИФ.онлайн.

Открытие РИФ.Онлайн прошло в формате аналитической панели «РУНЕТ СЕГОДНЯ: цифры, факты, события, тренды и прогнозы».  В панельной дискуссии приняли участие эксперты IT-отрасли, представители бизнеса и государственной власти. 

Среди докладчиков: Сергей Плуготаренко, (РАЭК), Сергей Гребенников (РОЦИТ), Алексей Волин (Минкомсвязь), Алексей Комиссаров (РСВ), Андрей Воробьев (КЦ доменов RU / РФ), Карен Казарян (РАЭК), Василий Чёрный (Brand Analytics), Сергей Давыдов (НИУ ВШЭ), Борис Омельницкий (Яндекс), Андрей Ярных (Лаборатория Касперского), Антон Губницын (ТИАР-Центр), Иван Кургузов (РАЭК).

Участники обсудили такие актуальные темы, как экосистема цифровой экономики Рунета, трансформация традиционных отраслей экономики, государственного управления, социальной сферы, основные тренды и прогнозы Рунета от ведущих представителей ИТ-направления со стороны бизнеса и государства

В рамках дискуссии Сергей Плуготаренко, директор РАЭК,  презентовал свежие данные исследования «Экономика Рунета 2019-2020». 

“Вклад экономики Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн рублей. При этом вклад основных сегментов составил 4,7 трлн рублей. Рассмотрим вклад отдельных хабов:   4172,8 млрд рублей в российский бюджет принесла отрасль e-commerce, 314 млрд – маркетинг и реклама, 126, 8 млрд – вклад сегмента «инфраструктура и связь”.  Непосредственный вклад мобильной экономики – 1,7 трлн рублей. При этом сектор мобильной экономики показывает активный рост. Важно отметить, что общая численность ИКТ-специалистов В РФ составляет 1, 8 млн человек.  Подготовка качественных кадров, всестороннее вовлечение молодежи в работу в ИТ-отрасли, финансовая поддержка молодых проектов постепенно выходят на первый план и становится базисом  для развития цифровой экономики России», – отметил Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.

Алексей Комиссаров, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», рассказал об АНО “Россия страна возможностей” и поиске талантов в IT-индустрии.  

“Онлайн -платформы  АНО “Россия страна возможностей” объединяет  людей, которые хотят развиваться и менять нашу страну к лучшему, это особенно актуально в условиях новых вызовов. Сейчас  на платформе собрано 23 проекта и 3,5 млн участников, 77% из них молодые люди до 35 лет. Для нас очень важно продолжать продуктивно взаимодействовать с IT- отраслью, чтобы давать возможность активным людям развиваться и наращивать свои IT-компетенции. Одним из таких проектов является конкурс  “Цифровой прорыв”, который в прошлом году стал самым масштабным хакатоном в мире. В этом году мы надеемся, что конкурс не только привлечет большое количества участников, но и поможет решить те задачи, которые встали сейчас перед компаниями, органами власти и жителями России. Я уверен, что участники нового сезона конкурса внесут свой вклад в решение этих задач”, - рассказал Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО ”Россия страна возможностей”.  

Сергей Гребенников, директор РОЦИТ, представил статистику результатов онлайн-акции "Цифровой диктант". “Индекс цифровой грамотности населения вырос по сравнению с прошлым годом. Среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции 2020 года составило 7,25 балла из 10 возможных, что на 0,1 балла выше, чем у участников 2019 года”, – приоткрыл завесу тайны Сергей Гребенников, директор РОЦИТ.

Алексей Волин, заместитель министра Минкомсвязи, выразил отношение регулятора к отрасли, обратив внимание на сложности точных подсчётов лиц, занятых в IT-сфере, так как официальные полмиллиона человек – число, сильно занижающее реальный потенциал отрасли. Всего в сфере цифровой экономики заняты 2,5 млн человек. 

“Ближайшая задача, которое должно решать Министерство, –  посмотреть, какие наиболее одиозные, мешающие развитию отрасли вещи необходимо отменить, ослабить или в целом признать нецелесообразными”, – подчеркнул Алексей Волин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Андрей Воробьёв, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ, поделился знаменательными событиями для российского сегмента интернета – 26-летием национального домена .RU и грядущим 10-летием домена .РФ. Также спикер сообщил о запуске  ресурса 10.кц.рф и проекта "Поддерживаю.рф" –  одного из первых локальных проектов по теме универсального принятия IDN-доменов с акцентом на поддержку кириллических доменных имен и почтовых адресов. 

“Сегодня, во время пандемии, Координационный центр, Технический центр Интернет, MSK-IX и аккредитованные регистраторы доменов продолжают работу (преимущественно в дистанционном формате), обеспечивая стабильность функционирования доменного пространства .RU и .РФ. Да, наблюдается небольшой спад регистраций и продлений в национальных доменах, но он не носит драматичного характера, а наши прогнозы позволяют сохранять уверенность, что подавляющее большинство ресурсов в национальных доменах продолжит работать в штатном режиме и поможет россиянам пережить это непростое время”, –  прокомментировал Андрей Воробьев, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ.

Карен Казарян и Мария Сайкина из РАЭК презентовали основные выводы исследования экосистемы цифровой экономики “Рунет сегодня” за 2019 год. Эксперты рассмотрели вклад отдельных хабов: маркетинг и реклама — 314 млрд руб.; инфраструктура — 126,8 млрд руб.; электронная коммерция — 4172,8 млрд руб.; медиа и развлечения — 85,7 млрд руб.

Приведём некоторые выводы исследования: 

  • По уровню доступа к цифровым технологиям и сервисам у России 14 место в рейтинге. 
  • 47% респондентов считают, что цифровизация приносит пользу всему обществу, а не только избранным. 
  • Мобильная реклама является третьим среди всех остальных медиа каналом по объемам размещения - 20% от объема всей рекламы и 46% от объема всей интерактивной рекламы.
  • 42% российских ритейлеров уже сегодня используют технологии и решения на основе искусственного интеллекта, а еще 35% – планируют начать в течение 5 лет.
  • Крупнейшие операторы фиксированной связи (Ростелеком, Транстелеком, Акадо Телеком, Вымпелком) отмечают рост трафика фиксированной связи на 10-30% во время самоизоляции по сравнению с обычными рабочими днями 2020 года.
  • На 211% увеличились продажи подписок в онлайн-кинотеатрах в первом квартале 2020 года.
  • Данные – основная цель киберпреступников:  57% атак в 2019 году имели целью хищение данных, в то время как в 2018 году аналогичный показатель составлял лишь 30%.
  • Из-за COVID-19 около 80% ВУЗов России перевели обучение в дистанционный формат. Среди ВУЗов, подведомственных Минобрнауки, 100% перешли на дистанционный формат работы со студентами.
  • Около 1,1 млн человек составит число рабочих мест, связанных с разработкой мобильных технологий к 2022 году.

Ознакомиться с полной версией исследования можно на сайте ЭкономикаРунета.рф

Сергей Давыдов, доцент Департамента медиа Высшей школы экономики, подвёл итоги десятилетия для Рунета и представил прогнозы на будущее. Общими тенденциями и событиями за последние 10 лет стали “взросление” индустрии из “закрытой тусовки” в состояние, когда “интернетом занимаются все”, появление крупных компаний на фоне общего динамичного роста рынка (Яндекс, Mail.ru Group и др.), а также активное государственное регулирование отрасли. Компания 10-летия – Яндекс, а персона 10-летия – Аркадий Волож. Среди трендов будущего Сергей Давыдов обозначил дальнейшую диверсификацию и усиление давления на бизнес со стороны государства. Спикер отметил, что приближается “конец истории”: Интернет дошёл до предела скорости, более высокая скорость потребителям не нужна. 

Борис Омельницкий, президент IAB Russia, директор по стратегическому развитию рынка “Яндекс”, представил свою позицию на влияние коронавируса на рынок рекламы. Он предположил, что рынок находится на стадии принятия и адаптации к пандемии (рост онлайн-потребления, развитие сезонных и ситуационных сегментов), а к моменту выхода из карантина начнётся удовлетворение отложенного спроса потребителей. Как бы то ни было, в результате самоизоляции бизнес ждёт новая реальность: e-commerce, изменение модели потребление и рост онлайн-сервисов.

Андрей Ярных, руководитель GR и стратегических проектов Лаборатории Касперского, выразил опасения в отношении новых угроз, а именно: утраты анонимности, интернет-мошенничества и таких технологий, как Big Data и Умный дом. 

Тему продолжил Антон Губницын, генеральный директор ТИАР-Центра, заявив, что цифровизация несёт в себе не только возможности, но и вызовы, среди которых делегирование ответственных решений алгоритмам, потеря контроля над приватностью, цифровое неравенство и снижение психологического комфорта. Спикер предложил ряд мер, которые могли бы обеспечить устойчивое цифровое развитие. Например, по мнению Антона Губницына, государство должно отказаться от полной автоматизации и передачи ответственных решений ИИ, а компаниям следует предоставить пользователям инструменты для отслеживания времени, проведенного онлайн, и фильтрации контента. 

Закрыл аналитическую панель Иван Кургузов, руководитель кластера e-commerce РАЭК,  который выделил тренды e-commerce: вчера, сегодня и завтра. Если вчера главными тенденциями были маркетплейсизация и гонка вооружений сервисов за внимание пользователей, то сегодня разный подход к интернет-торговле в разных регионах и рост доставки. 

“Конечно, такого же размера торговли, который был до скачка кризиса, вообще суммарно в России пока некоторое время не будет, потому что общая потребительская возможность снизится. Но движение обратно, к хорошим величинам, есть. А что будет потом? Постепенно у потребителей которые сидят дома сформируется привычная система интернет-покупок: они будут заказывать себе новые кроссовки так же, как они раньше заказывали хлеб. И это для нас достаточно выигрышно. Мы называем это “рутинизация” покупок”, –  спрогнозировал будущее ритейла Иван Кургузов, руководитель кластера e-commerce РАЭК. 

РИФ.онлайн планирует стать одним из самых длительных форумов про интернет-бизнес — за 5 месяцев будет проведено 100+ онлайн-секций, записано 200+ часов контента, который создадут 300+ спикеров. Все это будет доступно для десятков тысяч онлайн-участников РИФа.