01.01.2010

ConTech 2020 и монополизация медиателекома

Медиа-группа TGroup, в состав которой входят TMT Conference, ИАА TelecomDaily и «Телеспутник», провела в Москве конференцию ConTech 2020. Content & Technology for Digital TV & Video in Russia. Одной из главных тем деловой повестки мероприятия стало взаимодействие государства и отрасли медиателекома в условиях продолжающегося «коронакризиса». Комментируя рассматриваемые парламентариями законодательные акты, эксперты ConTech 2020 неоднократно обращали внимание на заложенные в них серьезные риски монополизации российского цифрового телевидения и рынка онлайн-вещания.

Телерадиовещание 2025

Конференцию предварял брифинг, главной темой которого стала роль операторов в разработке стратегии развития телерадиовещания до 2025 года. Заместитель генерального директора по контентной политике Триколора Николай Орлов напомнил, что мероприятия в рамках предыдущей стратегии завершились в прошлом году, поэтому нет сомнений, что отрасль нуждается в новой концепции развития телерадиовещания. «Отрасль должна понимать, куда нужно двигаться. Разработка новой концепции — закономерный факт. Вопрос в том, что она обсуждается сейчас достаточно кулуарно. В рабочую группу при правительственной комиссии входят представители крупнейших медиахолдингов и чиновники, но операторам и компаниям, владеющим онлайн-кинотеатрами и другими интернет-сервисами, ничего не известно о ее деятельности», - отметил Николай Орлов.

По словам президента Ассоциации операторов кабельного телевидения «Макател» Алексея Амелькина, участникам рынка непонятны цели, заложенные в новую концепцию. Если речь идет о расширении цифровых мультиплексов, то совершенно неясно, за чей счет это будет происходить. Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин назвал проект концепции, с которым ему удалось ознакомиться, «высокорисковым и тенденциозным». «Связующей нитью разных сред вещания в концепции выступает контент, прежде всего федеральных телеканалов. То, как в документе прописан принцип must carry – совершенно недопустимо. Это фундаментальная ошибка», - подчеркнул Алексей Бырдин. Он призвал поправить документ, который станет отправной точкой для дальнейшего регулирования пока это возможно, чтобы не закладывать системную ошибку в развитие отрасли.

Эксперты, выступившие на брифинге, сошлись во мнении, что идеальное отраслевое регулирование — это саморегулирование, базирующееся на рыночных принципах, с минимальным участием государства. А в разработке таких смыслообразующих программ, как концепция развития телерадиовещания, в обязательном порядке должны принимать участие все заинтересованные стороны, в том числе – операторы ТВ-сетей.

«Не допустить монополизации OTT»

Официальную программу ConTech 2020 открыл генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков, представивший результаты опроса российских пользователей онлайн-видеосервисов. Согласно данным опроса, за последние 6 месяцев доля платящих за подписку на видеосервисы россиян выросла в два раза: с 19% в феврале до 39% в сентябре. В сентябре один россиянин был подписан в среднем сразу на три видеосервиса, а его совокупные траты на эти цели составляли 285 руб. в месяц.

Столь внушительный рост платящей аудитории российского рынка OTT вызывает к нему все больше внимания не только со стороны крупных медиахолдингов, но и регулятора и законодателей, инициирующих принятие все новых регуляторных актов. К сожалению, не всегда принимаемые законы благотворно влияют на широкий круг рыночных игроков, хотя и обратные примеры тоже есть, констатировали участники панельной дискуссии «Госрегулирование медиа и телекома в условиях пост-пандемии».

Так, Николай Орлов высказал мнение, что пакет законов, вступивших в действие с 1 января 2015 года, привел к фактической монополизации рынка телерекламы. «Монополизация никогда не ведет к развитию. Рекламодатели не в восторге от того, что на рекламном рынке нет конкуренции», - посетовал заместитель генерального директора по контентной политике Триколора. Генеральный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Александр Широких привел пример закона, который, с его точки зрения, позитивно сказался на развитии российского рынка. Речь о законе об аудиовизуальных сервисах, который позволил сохранить лидирующее положение на национальном рынке отечественных видеосервисов, не допустив доминирования американских платформ (как это происходит везде в мире, за исключением Китая). В то же время руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти «МегаФона» Никита Данилов высказал мнение, что на практике удается исполнять не все положения этого закона, поэтому он ожидает внесения поправок и дополнений в него.

Отвечая на вопрос о том, какую помощь операторы ждут от государства в том числе в новых законодательных актах, которые будут рассматриваться Госдумой в осенней сессии, Никита Данилов заявил: «Чем меньше регуляторики и законов, тем лучше. Нужно дать бизнесу развиваться так, как он развивается и не вводить новые ограничения».

Николай Орлов обратил внимание на рассмотрение во втором чтении так называемого закона о «Витрине ТВ», пояснив, что оператор понимает, чем вызвано появление этого документа. «Медиахолдинги осознают, что отстали в интернет-среде. Как компания, доносящая каналы мультиплексов до зрителя, мы понимаем, что должны наладить с ними эффективное взаимодействие, предоставив им возможность зарабатывать в интернете по рекламной модели. Мы не видим противоречий в желании медиахолдингов повысить монетизацию, но у нас есть вопросы к тому, как это реализуется. В законе отдаются преференции одной коммерческой компании, происходит вмешательство в бизнес операторов. Нам не следует этого допускать», - настаивает Николай Орлов.

Говоря об ожиданиях государственной поддержки отрасли в ситуации углубляющегося «коронакризиса», заместитель генерального директора по контентной политике Триколора призвал власти совмещать неизбежные в условиях пандемии ограничительные меры с сохранением экономической активности предприятий. Иначе рынок ждет продолжение снижения платежеспособности населения, что не может не отразиться на доходах компаний медиателекома. «Для снижения ущерба экономики нужно стараться минимально ограничивать реальную экономическую деятельность. Это самое важное, что может сделать для нас государство в эпоху эпидемии и связанного с ней кризиса», - подчеркнул Николай Орлов.

Медиа и телеком становятся «умнее»

Сессия «MediaTech: смарт-технологии в медийной индустрии» была посвящена ключевым технологиям, стимулирующим развитие медиапотребления, в частности, телевидению сверхвысокой четкости, платформам спутникового и онлайн-вещания и другим сферам приложения высоких технологий в отрасли.

Коммерческий директор онлайн-кинотеатра ivi Юрий Смагаринский рассказал, что смарт-ТВ становится все более важной платформой дистрибуции контента для OTT-вещания, на них приходится около 60% в выручке лидирующего российского сервиса. В то же время Юрий Смагаринский подчеркнул, что любые технологии в OTT являются лишь обеспечивающим условием для главного, ради чего зрители приходят на онлайн-платформы — потребления контента. «Клиент приходит, когда есть контент, поэтому мы лидируем по объему каталога. Все потихоньку движется в сторону 4K и 8K и в течение 3-4 лет лидерство по предложению такого контента будет определять положение на рынке», - отметил представитель ivi.

Руководитель отдела эксплуатации и технологической экспертизы Триколора Евгений Михеичев подчеркнул, что оператор, как и все лидирующие медийные компании, верит в OTT и развивает его, однако видит и противоречивые тенденции на этом рынке. По его словам, гонка за эксклюзивным контентом вынуждает российскую экосистему OTT работать, по сути, в ноль, а большое число потребителей со слабым сигналом интернета лишены возможности полноценно потреблять видео онлайн, например, из-за постоянной буферизации и задержек в трансляциях. Говоря о перспективах спутниковой доставки контента, Евгений Михеичев поделился прогнозом, что в среднесрочной перспективе этот канал будет играть основную роль в трансляции «тяжелого» контента, прежде всего 4K, а также обеспечивать медиапотребление в домохозяйствах, не подключенных к ШПД или имеющих медленный интернет.

Минимизации задержек, играющей ключевую роль в удобстве потребления контента в сети, было посвящено выступление руководителя направления стриминговых платфор G-Core Labs Алексея Петровских. Все OTT-сервисы стараются бороться с задержками за счет минимизации буферизации, сама компания G-Core Labs начала использовать новый протокол стриминга Low Latency HLS, который позволяет достичь задержки 1-4 сек.

Генеральный директор компании CDNvideo Ярослав Городецкий подтвердил, что даже после активного строительства сетей ШПД скорость интернета у пользователя не всегда достаточна для комфортного воспроизведения видеопотока. CDNvideo достигает двухсекундной задержки за счет различных протоколов стриминга, в том числе SRT, хорошо показывающего себя в сетях с относительно низкой скоростью.

Тематическое ТВ продолжает рост на фоне стагнации телесмотрения

Заключительная сессия конференции - «Диалоги про контент: стратегии производства, бизнес-модели, творчество» - состояла из динамичных выступлений представителей отрасли, отстаивавших свою точку зрения по важнейшим вопросам, которые стоят перед всеми участниками рынка контента.

В ходе обсуждений директор департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс» Константин Смирнов прокомментировал прозвучавшее мнение о том, что с запуском собственных OTT-площадок спортивными лигами и федерациями будут сужаться возможности платформ, предлагающих широкий выбор трансляций в разных видах спорта. По его мнению, консолидация спортивного вещания в OTT пройдет все-таки не по линии отдельных его видов, например, создания платформ исключительно с баскетболом, а по линии сервисов, умеющих упаковывать и предлагать широкой аудитории популярные спортивные соревнования в различных дисциплинах. 

В диалоге о перспективах линейных телеканалов на фоне перетекания аудитории в интернет директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин сообщил, что первую волну пандемии удалось пережить не всем вещателям: недавно прекратил трансляции канал «Первый образовательный». Сам же MSK-IX продолжает добавлять список транслируемых на своей платформе каналов новых вещателей, в том числе тематические каналы.

По словам директора службы рекламы и продвижения телекомпании «Первый ТВЧ» Марии Черкасской, продолжает расти смотрение тематического телевидения, поскольку многим людям проще включить специализированный телеканал, рассказывающий об их хобби и увлечениях, нежели искать необходимую информацию в интернете. 

В диалоге об эффективности различных технологий борьбы с пиратством в OTT-среде исполнительный вице-президент кинокомпании Star Media, член Ассоциации продюсеров кино и телевидения Никита Трынкин заявил, что здоровое развитие легальных видеосервисов требует развития всех возможных механизмов противодействия пиратам: законодательного, в том числе принятия закона на основе антипиратского меморандума, блокировок пиратских CDN, использования блокчейна для формирования «белых списков».

Завершила конференцию презентация объединенной медиагруппы TGroup в составе TelecomDaily, «Телеспутника» и TMT Conferences. В ходе презентации было отмечено, что TelecomDaily и «Телеспутник» начали совместную работу в начале 2020 года, добившись за первое полугодие роста выручки конференционных проектов медиагруппы в 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За время работы в медиагруппе «Телеспутник» вошел в топ-20 самых цитируемых СМИ об ИТ и телекоме, значительно расширив тематику выпускаемых медиапродуктов.

Организаторы: TMT Conference, ИАА TelecomDaily и «Телеспутник»
Генеральный партнер: Триколор
Партнер сессии: телекомпания «Первый ТВЧ»
При поддержке: ФГУП «Космическая связь»
Партнеры: НТВ Плюс, ivi и MSK-IX
При участии: G-Core Labs
Технический партнер: CDNvideo