13.02.2018

Японские бизнесмены рассказали в «Сколково» о перспективах сотрудничества двух стран

В технопарке «Сколково» прошел семинар «Россия – Япония: коммерциализация технологических инноваций – перспективы сотрудничества», организованный Фондом «Сколково» и ROTOBO, Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами. Представители «Сколково» и РВК обсудили с сотрудниками японских стартапов, инкубаторов и институтов развития особенности подхода к инновационному бизнесу и перспективы выхода российских стартапов на рынок Страны восходящего солнца.

Японский инкубатор Samurai Incubate уже успешно работает на зарубежных техологических рынках, например,  с израильскими стартапами. В числе проектов, поддержанных компанией, – Parklife (навигатор для поиска парковочных мест на основе голосовых команд) и Zerobill Bank (виртуальная валюта для местных сообществ на технологии блокчейн, реализованная при поддержке японских банков). Руководитель инкубатора Кентаро Сакакибара рассказал об опыте руководства Samurai Incubate, подчеркнув, что ключ к успеху его компании - трансграничная поддержка стартапов со стороны крупных японских предприятий. Например, Почта Японии поддерживает стартапы по логистике. Сакакибара отметил, что, по его мнению, работа с компаниями из России «может стать еще более эффективной».

Своим опытом внедрения новых технологий также поделился Ёсиро Коси, директор TalentEx — японского HR-cтартапа, работающего в Таиланде. Он рассказал о создании стартапа по результатам так называемого «посольского питча» в 2016 и 2017 годах. Специалист уточнил, что обычно, когда подобные мероприятия проводят органы государственной власти, их результативность невысока. Однако по итогам этих двух питчей удалось запустить несколько проектов и наладить реальное взаимодействие между странами.

В 2018 году в России проходит год Японии, и участники встречи выразили надежду, что на базе японского посольства аналогичные питчи можно будет организовать в Москве. Также стороны согласились, что в перспективе важно привлечь Министерство экономического развития Японии и подписать меморандум о сотрудничестве с российскими коллегами. Аналогичное заявление (на уровне министров) о сотрудничестве в  цифровой экономике уже было подписано на полях Восточного экономического форума в 2017 г.

Вторая часть семинара была проведена в формате открытой конференции: представители японской инновационной экосистемы делились с собравшимися практическими советами и стратегиями по выходу на свой в высокой степени изолированный рынок. В целом японский бизнес очень осторожен в контактах с иностранными предпринимателями: например, только 0,6% японских компаний работают с иностранным венчурным капиталом. 

Юлия Толкишевская, координатор международных проектов Департамента международного сотрудничества Фонда «Сколково»: «Мы были очень рады выступить соорганизаторами данного мероприятия и принять на территории «Сколково» представителей организаций, поддерживающих развитие инновационной экосистемы в Японии. Мы намерены продолжить переговоры с японскими партнерами о возможном запуске совместных акселерационных программ, а также о проведении деловых встреч между крупным японским бизнесом и российскими технологическими компаниями. Уверены, что перекрестный год России и Японии - удачное время налаживать новые двусторонние контакты и достигать результатов в существующих партнерствах. Следующее большое российско-японское мероприятие состоится в рамках технологической конференции Startup Village, и мы приглашаем компании двух стран к участию в планируемых B2B встречах».

Икуо Огава, сотрудник консалтинговой фирмы Skylight Consulting. «Выходу российских стартапов на японский рынок мешают три основных сложности. Во-первых, это языковой барьер — местный язык очень сложный, а японцы не сильны в английском языке. Во-вторых, трудная для понимания нормативно-правовая система и обычаи деловой жизни. Букву закона трактуют по принципу – запрещено всё, что прямо не разрешено законом (чтобы любой ценой избежать судебных исков). С другой стороны, действует множество неписаных правил (традиции, обычаи). Наконец, ключевую роль в японской экономике играют крупные предприятия – именно у них в руках все НИОКР: решения там принимаются медленно, а достигнутая с одним сотрудником договоренность может «обнулиться» после его общения с руководством».

Японские эксперты порекомендовали стартапам из России активно выходить на международные рынки, создавая яркие инновационные продукты и сотрудничая, в том числе, с надежными японскими партнерами.