13.05.2021

Первый объединенный. Итоги апрельских ПЛАС-Форумов 2021

26–27 апреля 2021 года в московском отеле Raddison Slavyanskaya Hotel & Business Center состоялось уникальное мероприятие – первый объединенный ПЛАС-Форум, совместивший на одной площадке сразу два популярнейших мероприятия: «Платежный бизнес 2021» и «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2021».

Оба Форума впервые с 2019 года прошли в офлайновом формате, что особо порадовало всех участников рынка, успевших за период пандемии несколько устать от ограничений, обусловленных привычным онлайн-форматом. Как известно, высшей роскошью является роскошь человеческого общения, и апрельское мероприятие показало – это утверждение классика по-прежнему остается более чем актуальным.

За два работы ПЛАС-Форум посетило свыше 1650 делегатов! В работе деловой части Форума приняли участие более 120 спикеров, известных экспертов и лидеров мнений финансовой отрасли, что также является значительным числом, подтверждающим актуальность нашей деловой повестки.  Экспозиционную часть форума представили 74 компании, каждая из которых является хэдлайнером в своей экономической нише и вносит значимый вклад в развитие отрасли.

В течение двух дней представители Банка России, руководители ключевых государственных структур, топ-менеджеры платежных систем, банков, крупного торгового ритейла, ИТ-компаний и вендоров оборудования обсуждали актуальные вопросы рынка.

Среди последних: Стратегия развития национальной платежной системы 2021–2023 гг., Основные направления развития наличного денежного обращения, цифровой рубль, платежные инструменты ближайшего будущего и многое другое.

Ключевые события ПЛАС-Форума «Платежный бизнес 2021»

Открывая 11-й Международный ПЛАС-Форум «Платежный бизнес 2021», глава Mastercard в России Алексей Малиновский отметил: «мы видим в России, как и во многих других странах мира, еще один мощный тренд – цифровизацию, которая во многом помогает государствам, бизнесу, в том числе и банкам, продолжать развитие. Страны, в которых наибольший прогресс в цифровой сфере наблюдался и до коронакризиса, больше остальных выиграли от внедрения технологий». По его словам, «в России в период пандемии число онлайн-магазинов, в которых пользователи стали совершать покупки, увеличилось примерно на треть (29%), а доля электронной коммерции возросла с 5% до 14%. Если говорить о цифровизации в банковской сфере в России, то в 2020 году стала особенно выражена тенденция перехода от привычного форм-фактора пластиковых карт к цифровым картам».

Как отметила Алла Бакина, директор Департамента национальной платежной системы Банка России, платежный рынок оказался максимально готовым к работе в условиях пандемии – и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения инструментов. По ее словам, в фокусе внимания на ближайшие три года – три фактора: конкуренция, финансовая доступность и снижение издержек потребителей. Говоря об итогах реализации Стратегии развития национальной платежной системы на 2013–2020 годы, спикер обратила внимание аудитории на следующие тренды: рост доли безналичных платежей с 13,5% до 70,3%, увеличение количества банкоматов и терминалов с 1,3 млн до 3,9 млн устройств, расширение доли карт российских ПС с 5,4% до 32,9%.

Генеральный директор АО «НСПК» Владимир Комлев в своем выступлении подчеркнул, что платежная система «Мир» также ориентировалась в своей работе на самые современные тренды – усиление роли онлайн в платежах и развитие коммуникаций с клиентом. «Наша задача как оператора национальной платежной системы «Мир» – создавать платежные сервисы, равнодоступные для всех участников рынка, которые могли бы на них выстраивать собственные клиентские сервисы и продукты», – отметил он.

Эксперты платежного рынка расценили введение регулирования эквайринговых комиссий как контрпродуктивное. Об этом заявил в своем выступлении Алексей Маслов, сопредседатель Комитета по платежным системам, Ассоциация банков России. По словам Алексея Маслова, опыт регулирования комиссий в 2020 году наглядно продемонстрировал, что потребитель ничего не выигрывает.

О переменах в отрасли говорили и представители ФинТеха в дискуссионных сессиях, посвященных развитию цифровой трансформации бизнеса. Многие эксперты сошлись во мнении, что цифровая трансформация неизбежна, к ней нужно адаптироваться. К 2023 году 60% компаний переориентируют свой бизнес с процессов на результат. В основных трендах 2021 года – цифровизация, автоматизация, облачные технологии, персонализация, работа с большими объемами данных, модульная архитектура и искусственный интеллект. В целом, подводя итоги работы ПЛАС-Форума, можно отметить, что бизнес-сообщество оптимистично оценило перспективы развития платежного рынка в России.

Ключевые события ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО»

На площадке 12-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» активно обсуждали такие актуальные темы, как перспективы и сценарии дальнейшего развития рынка наличного денежного обращения, модификация банкнот и роль цифрового рубля в денежном обороте.

Как отметил заместитель председателя Банка России Михаил Алексеев, в 2020 году каждый второй обладатель банковской карты сталкивался с невозможностью оплатить ею товары или услуги, 65% – с техническим сбоем при оплате электронными средствами платежа. Неслучайно согласно результатам проведенного ЦБ социологического опроса более половины россиян (55%) пока не готовы обойтись без наличных, несмотря на то, что доля расчетов наличными в РФ продолжает снижаться. Несмотря на это, регулятор ожидает дальнейший рост объемов наличных в обращении – до 16 трлн рублей к 2026 году.

С этим мнением согласился и заместитель директора департамента наличного денежного обращения Банка России Владимир Демиденко, подчеркнувший, что наличные деньги по-прежнему необходимы как способ оплаты и без сомнения останутся в обращении. По его словам, весь вопрос заключается лишь, в какой форме: «По крайней мере, история монет прослеживается далеко назад, монеты сейчас не являются основной формой расчетов, поэтому здесь нужно конкретизировать, какую форму мы хотим».

Фальшивомонетчики начали подделывать 10-рублевые монеты, обратила внимание аудитории Форума начальник управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничеств Банка России Татьяна Александрова, рассказав об основных выявленных признаках таких фальшивых монет. При этом среди банкнот наиболее часто подделываемой остается купюру номиналов в 5 тыс. рублей.

Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России (АБР) в ходе своего выступления отметил: объективные условия свидетельствуют, что на горизонте ближайших 20 лет значительная доля платежей по-прежнему будет осуществляться наличными. Для дальнейшего развития НДО эксперты АРБ предлагают реализовать целый комплекс мер. Основные из них – совершенствование регулирования НДО (переход на электронный формат взаимодействия), повышение уровня автоматизации и роботизации процессов НРД, а также переход к созданию единого национального расчетно-кассового центра, с региональными хабами по всей территории России.

Георгий Корнилов, директор Научно-исследовательского института – филиала АО «Гознак»,  отметил, что сегодня соотношение наличных и безналичных платежей в российской рознице выглядит как 30:70, причем 30% приходится на платежи наличными, и их доля продолжает снижаться. Как отметил эксперт, банкноты хотя и теряют свою платежную функцию, однако, по-прежнему остаются инструментом денежных сбережений.

Локомотивом адаптации инфраструктуры НДО к выпуску банкнот новой модификации выступят системно значимые банки – заявил Алексей Ничипор, начальник Управления автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения Банка России. По его словам, львиная доля оборудования по работе с наличными сегодня находится у системно-значимых банков.

Привлечение РКЦ коммерческих банков к задачам, которые традиционно закрывались инфраструктурой Банка России, сделает НДО менее затратным, – отметил в своем выступлении Владимир Бусько, первый вице-президент Газпромбанка.

Россияне стали реже снимать наличные в банкоматах, в то время как средняя сумма операции снятия возросла на 8% – подчеркнула Елена Петрова, заместитель председателя Правления Банка Русский Стандарт. Коснувшись такой актуальной темы, как создание цифрового рубля, она отметила, что какие-либо опасения в плане сокращения НДО с его введением представляются беспочвенными, поскольку российская CBDC будет легко конверсировать в наличные рубли и обратно, в зависимости от текущих потребностей участников рынка.

Оживленные дискуссии развернулись между экспертами в рамках круглых столов

В ходе круглого стола «Безопасность платежного бизнеса и наличного обращения», состоявшегося в рамках второго дня работы 12-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2021», эксперты рассмотрели методы противодействия такому опасному и актуальному сегодня виду мошенничества, как социальная инженерия.

Участники дискуссии призвали клиентов не доверять телефонным звонкам, целью которых является побуждение к совершению каких-либо действий со своими финансами, и при первом подозрении звонить в банк. При этом кредитным организациям эксперты посоветовали не забывать про такие классические риски как мошеннические действия сотрудников банка и внедрение вредоносного кода в ПО банка.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что концепция нулевого доверия (zero trust) является наиболее эффективным подходом к построению систем идентификации и защиты данных, поскольку подразумевает «агрессивное» противодействие любым действиям преступников в защите банковских бизнес-процессов.

В рамках круглого стола «Ритейлинг плюс банкинг. Тренд, созданный логикой самого бизнеса» были рассмотрены такие вопросы, как эффективное привлечение клиентов конкурента, создание успешных финансовых продуктов без банковского опыта, используя масштабную клиентскую базу, роль регулятора в развитии рынка, преимущества ритейла перед банками в основании каналов коммуникации с клиентами. Участники дискуссии отметили, что успешность современного банковского продукта во многом обусловлена хорошей ИТ-инфраструктурой, способной предоставить базовое конкурентное преимущества в «битве за клиента».  

Параллельно с работой офлайн-­площадки для зарегистрированных участников была доступна онлайн-­трансляция к ПЛАС-Форума. «Изюминкой» мероприятия стала грандиозная выставка инновационных банковских решений для бизнеса, на которой экспоненты продемонстрировали участникам Форума свои последние достижения.

Среди наиболее интересных моментов экспозиционной части объединенного ПЛАС-Форума:

Компания Гамма-Центр, Глобальный спонсор 12-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО», представила счетно-сортировальный комплекс LAUREL серии KS. Как сообщил Дмитрий Муляр, директор департамента по работе с коммерческими банками, Гамма-Центр, одними из наиболее привлекательных характеристик нового комплекса является его производительность. Так, скорость сортировки LAUREL серии KS составляет 1200 банкнот в минуту, емкость загрузочного бункера – до 2000 банкнот. В апреле новый счетно-сортировальный комплекс вошел в список оборудования, одобренного к использованию Банком России.

Представители компании Oz Forensics раскрыли методику противодействия такому опасному и актуальному сегодня виду мошенничества, как социальная инженерия. Разработка компании в тестировании IBeta Oz Liveness, по данным разработчика, отразила 100% биометрических атак. «Наши алгоритмы, основанные на глубоком машинном обучении, проверяют кадры из видео и отслеживают десятки параметров (наличие бликов и отражений, микродвижений, пульса и т. д.). Мы считаем важным работать с производителями 3D-масок и постоянно находимся в поисках новых образцов. Именно такой подход позволил нашему решению Oz Liveness пройти сертификацию по ISO 30107 в аккредитованной при NIST лаборатории iBeta с результатом в 100%», — заявил в ходе беседы с представителями журнала «ПЛАС» Артем Герасимов, CEO Oz Forensics.

Компания Cennoх представила новые решения по обеспечению безопасности наличных денег, которые основываются на инновационной технологии IBNS (Intelligent Banknote Neutralisation System, интеллектуальная система приведения банкнот в неплатежное состояние), обеспечивая защиту ценностей в случае нападения или несанкционированного вскрытия бронированного транспорта. Алексей Попов, директор представительства компании Cennoх в России, отметил в ходе общения с корреспондентом «ПЛАСа»: «Cennox позиционирует себя как универсальный магазин с наиболее полным портфелем средств защиты денежных средств в мировом бизнесе, мы представляем эксклюзивные технологические разработки для нашего сектора».

По окончании мероприятия участники объединенного ПЛАС-Форума поблагодарили организаторов за уникальную возможность пообщаться вместе на одной масштабной площадке и пожелали им дальнейшей реализации успешных проектов.

До встречи на следующем ПЛАС-Форуме!