01.01.2010

На форуме в Сочи обсудили программу “Цифровая экономика”

16 февраля 2018 года в рамках Российского Инвестиционного Форума в Сочи состоялась сессия и дискуссионная панель “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования”, модератором которой выступил директор Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко

Участники сессии обсудили подходы к пониманию задач программы “Цифровая экономика”, а также сформулировали критически важные “пробелы” данной программы – нормативного и регуляторного толка, предложили идеи по их заполнению.

“Последние N лет мы наблюдаем повсеместное проникновение цифровых технологий в жизнь самых широких слоев общества. Сегодня пользователи, бизнес-игроки и государство – имеют прямой доступ к глобальным коммуникационным сетям и даже зачастую к частям критической информационной инфраструктуры. Технологии стимулируют не только улучшение качества жизни граждан, но и ускорение экономических процессов в нашей стране. Мы можем смело заявить – цифровая экономика оказывает прямое и значительное влияние на традиционную экономику. На цифровую экономику давно обратило внимание государство. Так, в 2016 году пришло окончательное осознание необходимости разработки соответствующей законодательной базы. На нашей сегодняшней панели мы постараемся найти ответы на актуальные вопросы нормативного обеспечения развития ЦЭ, возникающие у представителей отрасли, у экспертов и у госслужащих”, - поприветствовал участников и спикеров сессии Сергей Плуготаренко.

Обсуждение основных вопросов дискуссии было поделено на тематические блоки, в рамках которых выступающие представляли различные точки зрения и поднимали вопросы, волнующие различные сферы цифровой экономики.

ЧТО НУЖНО БИЗНЕСУ?

Данный блок был посвящен попытке определить ожидания бизнеса от работы в области Нормативного регулирования Цифровой Экономики.

Первым спикеров в данном блоке стал Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам член правления ПАО «МТС».

“Базовая задача бизнеса - рост доходов и снижение расходов. Когда рынки насыщаются, то всегда возникают задачи по сокращению расходов, выходу на новые и смежные рынки, создание новых рынков. Этим объясняется интерес бизнеса к цифровой экономике, а она создает предпосылки для решения трех задач: снижение расходов, выход на смежные рынки, создание новых рынков. Одновременно, кроме решения таких целевых задач, любой бизнес интересуется решением правовых задач: снижение рисков и создание возможностей. Решение этих задач происходит в рамках активности бизнеса в установление правил игры при создании новых рынков. Это то, что мы наблюдаем сейчас. С этой точки хрения уникальность - впервые бизнес и государство договорилось сделать эти правила. При этом бизнес параллельно инвестирует в новые технологии и кадры для будущей экономики. Ожидания бизнеса  - получить отдачу от инвестиций. Если бизнес и государство сейчас договариваются вместе идти вперед, то эти задачи должны быть выполнены совместно. Партнерство, которое наметилось очень важно, особенно для создания правил “цифровой экономики”. Важно, чтобы мы не создали монополистов, чтобы конкуренция развивалась. По нашему направлению Программы мы должны принять больше 50 основных законов. Это означает глубокую правовую реформу. Мы считаем, что право должно ответить в течении трех-четырех лет. Иначе наша четвертая промышленная революция захлебнется”, - отметил Руслан Ибрагимов.

Далее точку зрения ФРИИ высказал Кирилл Варламов, директор Фонда.

“Наш фонд занимается в первую очередь инвестициями в стартапами и казалось бы - где инвестиции и где законодательные инициативы. Мы стараемся ответить на вопрос: “Что нужно предпринимательству” - нужно плотное взаимодействие с законодателями. Основное регулирование и законы были созданы в эпоху бумажных технологий. Сейчас же все меняется. Что нужно бизнесу сегодня?  - В этом вопросе мы идем от потребностей. Сегодня российское право - одно из лучших в мире для предпринимателей и стартаперов. С точки зрения бизнеса хочется сказать, что нужна серьезная практическая вовлеченность в любое законодательное изменение”, - сказал Кирилл.

Генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин отметил: “Пример нашего взаимодействия с рабочей группой  нормативно правового регулирования: мы вынесли предложение изменения в законодательстве, которое сделало бы возможным произведения дистанционной оплаты при помощи распознавания номерных знаков. Мы получили бурную дискуссию, две страницы замечаний. Мне кажется роль РГ - продвигать нас и наши предложения, делать их даже более радикальными. Вот, что ожидает бизнес”.

ЧТО СОБИРАЕМСЯ ДЕЛАТЬ?

В этом блоке с объемным центральным докладом сессии “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования” выступил Игорь Дроздов, Председатель правления, Фонд «Сколково».

“Мне кажется неправильным разделять онлайн и офлайн отношения - сейчас сложились отношения в сети и за ее пределами. Можно привести в пример потребительские отношения - вызов такси, например. Существующий разрыв связан с тем, что участники оборота считают неудобными для себя те правила и законы которые существуют. Говоря о приоритетах, хочется сказать, что самым важным является направление “Цифровая среда доверия”. Сегодня существуют технологии, которые могут реально изменить нашу жизнь - нужно перевернуть картинку и начать доверять электронному документообороту, забыть о бумаге.  Нужно кардинально менять законодательство - это будет существенный переворот если мы переведем основной документооборот в электронный вид. Еще один мой важный тезис -- в современном мире нужно быть динамичным - нельзя принимать законы по 2-3 года. Насколько то, что нужно бизнесу соответствует восприятию населения РФ? Уверен, значительная часть населения будет негативно воспринимать те или иные инициативы и наша задача  - объяснить это не только государству, но и пользователям. Что касается жителей страны, я бы хотел подчеркнуть, что мы много говорим про то, что цифровая экономика дает бизнесу и мало говорим о том что она дает населению.  Идея Цифровой Экономики для всех - дать те возможности, которых раньше не было”.  - отметил Игорь Дроздов.

ЧТО И КАК БУДЕТ?

Третий блок дискуссионной панели был посвящен нескольким кейсам, которые приоткрывают завесу будущего – показывают подход представителей крупных госучреждений – к внедрению новых и порой неожиданных технологий, которые ассоциируются с нашим ближайшим цифровым будущим.

В данном блоке выступили два спикера, первым из которых был Антон Дроздов, Председатель правления Пенсионного фонда России.

“ПФР в настоящее время – крупнейшая информационная система в социальной сфере. В ПФР создана и в режиме постоянной эксплуатации функционирует одна из самых крупнейших IT-систем России – автоматизированная информационная система ПФР нового поколения (АИС ПФР), обрабатывающая информацию о 44,2 млн пенсионеров и ведущая персонифицированный учет прав граждан на 154 миллионах индивидуальных лицевых счетах. Кроме АИС ПФР ведется большая работа по запуску и администрированию крупнейших государственных информационных систем, оператором которых тоже является ПФР: Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) и Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). Создание этих систем – реальный шаг к созданию единого информационного пространства социальных институтов Российской Федерации, позволяющего наиболее эффективно управлять на государственном уровне финансовыми ресурсами по адресной социальной поддержке именно нуждающегося гражданина и одновременно обеспечивает качественный скачок в уровне доступности услуг обслуживания граждан. В то же время для успешного и эффективного внедрения этих и ряда других IT-проектов крайне необходимы изменения в следующих направлениях: удаленная аутентификация, роботизация, применение и использование технологий искусственного интеллекта, безопасность систем, содержащих персональные данные”, - отметил Антон Дроздов.

Далее об электронном кадровом учете и электронных трудовых книжках рассказал Денис Васильев, Заместитель руководителя, Федеральная служба по труду и занятости.

“Год назад мы инициировали обсуждение вопроса, который как раз касался внедрения цифровых методов в трудовые отношения. Прошел год, но наша уверенность в том что это нужно только выросла. Высшая школа экономики провела исследование, где опросили 1200 человек и практически ⅔ опрошенных ответили, что инициативы перехода на электронные трудовые отношения являются современной и нужной. Тем не менее мы понимаем, что лучше показать какие-то вещи на примере для этого. Мы ввели нашу информационную систему управления контрольно-надзорной деятельностью на примере проектов Сбербанка и Юлмарта и дали старт упрощенному контролю, или проще сказать мониторингу и практически воссоздали электронную проверку. Можно сказать, что этот эксперимент был удачным, тем самым создали для Роструда серьезные предпосылки для развития данного направления”, - рассказал Денис Васильев.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

“Выслушали мнения о том, что нужно бизнесу, как это будет претворяться в жизнь, отношение к конкретным инновациям… А что нужно изменить в системе управления, чтобы мы не “опаздывали”, а шли в ногу со временем или даже на опережение?”, - сказал Сергей Плуготаренко в рамках старта третьего блока дискуссионной панели.

О том, каким видится взаимодействие между бизнесом и властью рассказал Евгений Ковнир, Генеральный директор, АНО «Цифровая экономика»:
“Бизнесу нужны понятные правила игры на ближайшие несколько лет. Бизнесу нужно участие в процессе формирования этих правил. То что было сделано правительством в сентябре прошлого года, а именно создание АНО “Цифровая Экономика”, позволило бизнесу принять участие в разработке правил, законов. Я хотел бы отдельно отметить роль нормативного регулирования. Здесь мы говорим о запросах, поступающих от представителей бизнеса. И те мероприятия, которые сегодня присутствуют в норма пра программе ЦЭ  демонстрируют интересы бизнеса. Уверен, диалог на нашей площадке является приоритетной задачей АНО “Цифровая экономика”.

На вопрос “Как власть должна встраиваться в реалии с учетом того, что мы с коллегами обсудили, и к чему мы движемся?” ответил Савва Шипов, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

“Важно понимать, что люди, которые сидят сегодня здесь - это не люди по разные стороны баррикад. Только вместе мы можем довести все до конца. Изменения в законах стремительны. Нам надо вырабатывать правила, по которым мы будем согласовывать не тексты, а решения, алгоритмы общественных отношений. Если бы могли задать общие рекомендации на уровне ЕАС, было бы здорово. Но самое главное - люди которые смогут писать новые законы, аргументировать, отстаивать. Нам предстоит серьезно изменить законодательство. Потому нам нужны кадры, которые получится научить новым законодательным технологиям”, - прокомментировал Савва Шипов.

РЕГИОНЫ

О том, каких 3 вещей не хватает регионам или какие 3 вещи не учтены в Программе “ЦЭ” с точки зрения регионов, говорили в четвертом блоке дискуссионной панели.

Ильдар Габдрахманов, Вице-губернатор Московской области: “Для Московской области тема цифровизации является очень актуальной. Мы понимаем, что без тотальной цифровизации мы далеко не уйдем. Сегодня мы сильно упростили себе жизнь и ушли от бумаг, почти полностью перешли в цифру. Однако, сейчас нам тяжело в областях, которые не готовы к полному переходу в цифровое пространство:  государственные и муниципальные контракты, субсидии, отчетность. Нам очень  важны изменения в существующем законодательстве, которые помогли бы упросить существующие процессы документооборота путем перенесения их в цифровое пространство”.

“Государство в регионах - это люди, которые имплементируют все те законопроекты,  которые сегодня обсуждают коллеги в рамках различных рабочих групп. Татарстан сегодня разработал проект программы, в которой представлены 9 основных направлений, которые сегодня также обсуждают на дискуссии и в рамках рабочих групп. Нужно дать посыл и сформулировать стандарт данных, которые государство хранит. Большой прорыв в этой стезе будет, если различные органы будут обмениваться данными, использовать цифру. Важно, что не только федеральные ресурсы должны предоставлять услуги. Сегодня жителей не интересуют электронные услуги как самоцель. Вся цифровизация для них - это отношения потребителя с государственными и муниципальными органами. Все эти процессы нужно максимально переводить в электронный вид. Без этого регионы не смогут развиваться” - отметил Роман Шайхутдинов, Заместитель премьер-министра Республики Татарстан, Министр информатизации и связи Республики Татарстан.

ЭКСПЕРТЫ

Помимо спикеров из президиума дискуссионная панель “Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования” свою точку зрения по вопросам повестки смогли высказать и присутствующие в зале эксперты отрасли.

Олег Иванов, руководитель, Дирекция информационных технологий, бюджетирования и анализа, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт»: “Тема экосреды Цифровой Экономики чрезвычайно важна. Столько бизнес-процессов потребовалось автоматизировать в парадигме Цифровой Экономики, что сейчас мы видим реальные результаты. Хочу отметить Московскую область, демонстрирующую настоящий прорыв в применении цифровых технологий в органах госвласти”.

ВЫВОДЫ

“Уверен, наша сегодняшняя дискуссия получилась очень плодотворной. Мы смогли определить наиболее важные вопросы и проблемы отрасли, наметить пути решения, создать почву для диалога. Также мы в очередной раз убедились в том, что цифровая экономика семимильными шагами переходи во все сферы жизни общества, бизнеса, функционирования органов государственной власти. Наша общая задача - стимулировать повсеместное применение инструментов цифровизации, оптимизировать законы, упростить существующие процессы”, - резюмировал Сергей Плуготаренко.

Стоит отметить, что в апреле 2018 года в Подмосковье, в рамках форума РИФ 2018, эксперты снова соберутся и обсудят цифровую экономику, отношения государства и бизнеса, цифровизацию населения.