На Форуме РИФ.Кавказ обсудили подготовку кадров для цифровой экономики и этику современных технологий
20-21 декабря в Махачкале прошел VI Российский интернет форум «Кавказ». Это одна из крупнейших региональных дискуссионных и презентационных площадок по вопросам цифровизации экономики и государственного управления.
В работе Форума приняли участие представители Минцифры, Минпромторга, Минпросвещения, руководители региональных органов исполнительной власти, ответственные за цифровую трансформацию, представители образовательных учреждений и ИТ-компаний, работающих в сфере цифровизации экономики и государственного управления.
Одной из главных тем Форума стала подготовка кадров для цифровой экономики. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, от 500 тыс. до 1 млн ИТ-специалистов не хватает в стране. Если не предпринимать специальных мер, то через 5-6 лет дефицит молодых кадров может увеличится вдвое, и к 2027 году Россия может не досчитаться 2 млн ИТ-специалистов. Такие тезисы привел модератор дискуссии, директор по продвижению образовательных инициатив в органах власти, «Яндекс», Дмитрий Растворов.
«Кадровый рынок в области ИТ оказался не готов к тем кардинальным изменениям, которые произошли в последние годы из-за всеобщей тотальной цифровизации, роста сегмента онлайн-сервисов, перехода на удаленную работу во время пандемии. Поэтому и возник дефицит кадров, который особенно сильно ударил по регионам. Сегодня до 20% ИТ-специалистов работают в Москве. В регионах ситуация та же, что и 8-10 лет назад. Участники рынка видят решение проблемы в подготовке собственных кадров и реформе образования», — отметил модератор секции.
В ходе дискуссии участники обсудили, какие меры предпринимаются в России, чтобы устранить кадровый дефицит, какие программы переобучения уже существуют, как эти проблемы решаются на региональном уровне во взаимодействии бизнеса, власти и образовательных организаций. Опытом обучения госслужащих, ответственных за цифровую трансформацию поделилась руководитель программы Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС София Павлова.
В 2021 году по программам Центра прошли обучение 12 620 человек: служащие высшего звена (ФОИВ) и представители 85 регионов. Центр обучает тех, кто определяет цифровую повестку всей страны, — федеральных руководителей цифровой трансформации. В этом году успешно защитился уже третий поток программы «Руководитель цифровой трансформации» (РЦТ). В него вошли 46 человек — заместители федеральных министров, руководители/заместители служб и агентств. Это представители ведомств: Минэнерго, Минздрава, Минпромторга, Минкультуры, Минэкономразвития, Минприроды, Пенсионного фонда, Роснедр, Росрыболовства, Федерального казначейства, Росаккредитации, Росстата, Росреестра и др.
Во время обучения слушатели программы разработали 10 групповых проектов в сфере здравоохранения, обслуживания граждан и организаций, интеллектуальной поддержки бизнеса, социализации людей с ограниченными возможностями, пенсионного обеспечения, рыболовства и недвижимости. Некоторые из них уже запущены и работают в пилотном режиме.
«Слушатели Центра получают знания не только в области цифровой трансформации, hard skills, мы также уделяем большое внимание прокачке softs skills, — сообщила София Павлова. — Одна из важных задач государства — чтобы все сервисы, услуги для граждан были клиентоцентричными и упрощали их жизнь. Поэтому Центр реализует проектное обучение: госсслужащие разрабатывают и выводят реальные проекты, которые уже приносят пользу гражданам.
В этом году слушатели Центра разработали более ста цифровых проектов. Благодаря им уже в следующем году покупателей защитят от некачественных товаров, в Пермском крае абитуриенты смогут подать документы в вуз с учетом рекомендаций профтестирования, а иркутские фермеры цифровизуют свои хозяйства.
«Наше государство идет в сторону платформенной логики – это связано с тем, что любая услуга должна оказываться за минимальное количество времени. Поэтому при обучении слушателей мы уделяем внимание вопросам клиентоцентричности, разработке клиентского пути. Чтобы госслужащий при разработке проекта предусмотрел кратчайшие пути его реализации, граждане затрачивали минимум времени на получение услуги и могли сделать это онлайн», — дополнила спикер.
Помимо обучения госслужащих, Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС также занимается аналитической работой — проводит исследования и разрабатывает методические и информационные материалы. В этом году вышел второй доклад, посвященный этике цифровых технологий. О том, почему важно уделять внимание цифровой этике, рассказала руководитель направления исследований и аналитики Центра Екатерина Потапова.
«Технологические решения, которые создаются в федеральном центре и в регионах в самых разных областях: в медицине, образовании, социальной сфере — могут вызывать этические коллизии. Когда мы выбираем между удобством использования технологий, общественной безопасностью, эффективностью управления и другими ценностями, важно учитывать этические риски. Приватность, защита персональных данных, этика искусственного интеллекта — это очень важные темы, которые необходимо принимать во внимание. О них важно говорить сейчас — на старте, когда мы создаем новые технологические решения, закладываем политики, стратегические направления развития отраслей».
Учитывать этические риски и создавать продуманные цифровые решения предстоит руководителям и командам цифровой трансформации — от их подготовки зависит упрощение и улучшение жизни людей.