01.01.2010

Зачем масштабным ИТ-проектам нужна бизнес-аналитика

Бизнес-аналитика проекта в ИТ отличается от классической. Она не ищет проблемы глобально, не выявляет точки роста для организации и не предлагает, как оптимизировать работу компании в общем. Аналитики в ИТ изучают, как работает компания, и цифровизируют рабочие процессы.

Бизнес-аналитика проекта в ИТ отличается от классической. Она не ищет проблемы глобально, не выявляет точки роста для организации и не предлагает, как оптимизировать работу компании в общем. Аналитики в ИТ изучают, как работает компания, и цифровизируют рабочие процессы.

Значение бизнес-аналитики для разработки

Бизнес-аналитики определяют и исследуют проблемы, существующие в компании. Они разрабатывают концепцию для их разрешения, на основании чего формируют требования для разработчиков. В этих требованиях учтены цели, прописаны задачи, описана среда, в которой работает фирма. Также обозначаются способы, которыми будет достигаться оптимизация, и варианты того, как они будут внедряться.

Чем полезен бизнес-анализ:

  1. Позволяет узнать, как компания может повысить эффективность. Производится анализ бизнес-процессов, в результате которого точно определяются цели и задачи компании и то, как собственник представляет её рост.

  2. Определяется стоимость проекта. Аналитики выявляют, что можно сделать собственными силами, а какие задачи отдать сторонним исполнителям. По результатам составляется план проекта, в котором рассчитывается стоимость. Уже на этом этапе просчитываются все траты. То есть в ходе исполнения проекта его бюджет резко не вырастет. Этот этап важен: нужно всё просчитать, продумать, понять, как зависит стоимость от организации работы. При наличии верно разработанной спецификации исключаются бесцельные расходы.

  3. Задаётся опредёленный срок для разработки. Результатом деятельности бизнес-аналитиков является спецификация, которая становится базой для разработчиков. В спецификации расписаны подробно операции, которые необходимо выполнить, а также прописаны критерии разработки, KPI. Разработчики должны придерживаться этого плана, чтобы не было задержек и затягивания проекта.

Подходы к проведению бизнес-аналитики

Существуют два варианта — европейский и американский.

Европейский подход

Бизнес-аналитикой занимаются системные аналитики, имеющие соответствующее образование и опыт работы. Они определяют сервисы, службы, технологии, которые нужно применять.

Американский подход

Основой выступает экономический фактор. Производится описание продукта, SWOT-анализ, изучается маркетинг, предлагаются инструменты для продвижения. Бизнес-аналитики исследуют целевую аудиторию, рынок, конкурентов, актуальную внешнюю среду и внутренние факторы. А всей технической частью занимаются разработчики.

Можно сочетать эти два подхода, чтобы получить оптимальный результат. При сочетании методик итог будет комплексным: в нём найдут отражение как технические, так и экономические, маркетинговые пути роста.

Как проводится бизнес-анализ в ИТ

До начала непосредственной работы нужно составить и подписать NDA. Это соглашение о неразглашении. Это важно, так как вся работа и её результаты должны быть конфиденциальными. Аналитики при исполнении задания узнают о всех процессах компании, о её финансах, операциях, технических моментах.

Основные этапы:

  1. Брифинг. Это интервью аналитика с заказчиком о задачах разработки. Полезный и эффективный сервис можно создать только при условии полного понимания бизнес-модели. По итогам брифинга проводится глубинное интервью, в ходе которого уточняются детали у тех, кто непосредственно участвует в процессах. Это помогает сформировать схему существующих в компании бизнес-процессов.

  2. Прототипирование. Создание прототипа будущего продукта с отрисовкой экранов. При этом показывается расположение блоков, элементов на каждом экране. На этом этапе появляется понимание о будущем виде продукта и о том, как с ним будут взаимодействовать пользователи.

  3. Правки. Прототип предлагается для обсуждения заказчику, который может внести изменения. Также прототип демонстрируют фокус-группе, чтобы получить обратную связь, на основе которой производятся корректировки.

  4. Формирование спецификации. Разрабатывается документ, который станет базой для реализации цифрового продукта. В проектную документацию включают требования к IT-системе, возможные ограничения, важные детали и т. д.

  5. Согласование документации. Спецификацию разрабатывают аналитики с привлечением разработчиков и заказчика. У всех сторон не должно быть замечаний к итоговому документу. Прототип и спецификация должны быть согласованы и утверждены, после чего переходят к непосредственной разработке продукта.

Что важно для бизнес-аналитики в ИТ

Чтобы результат был рабочим и максимально эффективным, необходимо:

  1. Полностью погрузиться в сферу деятельности компании и проанализировать нишу, которую она занимает или на которую претендует. На этом этапе аналитики изучают рынок, место компании на нем, а также конкурентов, их существующие продукты. Всё это важно, чтобы определить требования и цели, которые предъявляются к будущему продукту.

  2. Получить информацию от сотрудников, которые будут пользоваться продуктом и заниматься его поддержкой. Здесь изучается также видение будущего продукта клиентом, стандарты компании и то, откуда продукт будет получать данные для обработки.

  3. Понять и описать бизнес-процессы. Выявляются этапы и операции, подлежащие цифровизации. Нужно понять, какие инструменты сделают работу более оптимизированной и как улучшатся бизнес-процессы после внедрения продукта.

  4. Исследовать целевую аудиторию. Для кого будет разработан продукт? Какой портрет пользователя, какие у него запросы и боли, как они принимают решения, какие факторы влияют на это? Всё это аналитик узнает либо от клиента, либо использует сведения из общедоступных источников, либо в результате собственных исследований.

  5. Исследовать решения конкурентов. Это нужно, чтобы определить УТП и понять, какие потребности аудитории не закрывают существующие продукты. Все цифровые решения исследуются с выявлением слабых и сильных сторон. После проведенного исследования составляется стратегия развития.

  6. Сформировать проект структуры продукта. Описать структуру, продумать все составляющие, создать прототип с описанием схемы получения, передачи, хранения данных. Также в проект включаются дизайн и контент.

Сколько времени требует бизнес-аналитика

Срок анализа зависит от проекта — его сложности и масштаба. Например, чтобы провести бизнес-анализ для разработки самого простого мобильного приложения, понадобится 40 часов. Более сложные цифровые решения, например, онлайн-магазин, требует аналитики в течение 100 − 110 часов. Анализ для CRM или EPR систем со значительным числом пользователей и ролей потребует больше 120 часов. Самыми трудозатратными считаются BI-системы, индивидуальные проекты большого масштаба с нестандартными требованиями. Для них понадобится 160 и более часов аналитической работы. Услуги бизнес-аналитика не могут стоить дёшево, этот стратегически важный этап работы при разработке продуктов.

Все сроки, дедлайны должны быть согласованы и утверждены до начала работы, как и цель анализа.

Что получает компания от бизнес-аналитики

Профессиональная аналитика необходима для увеличения эффективности, определения зон роста и предложения инструментов для достижения целей компании.

По итогам проведения анализа заказчик получает:

  • спецификацию проекта с описанием функций и сценариев продукта;

  • прототип ИТ-решения, показывающий возможности интерфейса и технические детали продукта.

Имея эти два документа, разработчики получают точное задание с понятными требованиями.