Роботы для людей или люди против роботов?
5 апреля 2018 года состоялось заседание Комитета по маркетингу и корпоративной стратегии Ассоциации менеджеров на тему: «Искусственный интеллект в бизнесе и маркетинге».
В фокусе дискуссии оказались следующие вопросы: угрожает ли искусственный интеллект (ИИ) человеку, какова его степень эффективности, превышают ли затраты по внедрению ИИ доходы от его эксплуатации, каковы сферы наиболее лояльные использованию ИИ.
Открывая заседание, Юрий Праслов, директор департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций Ассоциации менеджеров, отметил, что новые технологии только тогда представляют интерес для бизнеса, когда они конвертируются в дополнительную стоимость для бизнеса.
Модератор дискуссии Марина Безуглова, генеральный директор GfK Rus, председатель Комитета по маркетингу и корпоративной стратегии Ассоциации менеджеров, подчеркнула, что, несмотря на определенные несовершенства, бизнес уже активно «пробует» технологии искусственного интеллекта, когда требуется автоматизировать те или иные процессы, высвободив человека от монотонных процедур, или проанализировать большие данные и спрогнозировать развитие той или иной ситуации.
Согласно кривой «Gartner Hype Cycle», которую привел в своем докладе Сергей Лукашкин, директор по управлению проектами цифровой трансформации Банка ВТБ, многим технологиям еще требуется 2-5 лет, чтобы выйти в серийное использование. Но уже сейчас роботизированные алгоритмы позволяют экономить 25-50% расходов бизнеса и увеличивать производительность персонала на 35-50%. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) уже нашли свое применение в сферах банкинга, здравоохранения и транспорта. Фактически, по мнению Сергея, технологии ИИ могут серьезно усилить возможности человека, подсказывая ему найденные алгоритмами решения. Алгоритм обучается, исходя из опыта интеракций с человеком, и в 36% случаев операторы уже используют варианты ответов, предложенные алгоритмами. «Искусственный интеллект играет роль своеобразного «суфлера», позволяя человеку не запоминать весь массив данных, а запрашивать подсказки от ИИ», - отметил Лукашкин.
Александр Дмитриев, консультант по индустриальным решениям клиентского центра IBM, продемонстрировал возможности, которые предоставляет для бизнеса система ИИ под кодовым названием «Watson». Система позволяет серьезно усилить аналитические возможности человека в ходе сегментации рынка и построения моделей «идеального» клиента, формирование контента и мониторинга ситуации, отслеживания настроений по поводу бренда на базе анализа соцсетей, создания цифровых колл-центров поддержки, обработки данных с различных датчиков для повышения качества оказываемых сервисов, расследований и решения других бизнес-задач.
Екатерина Карелина, генеральный директор Seendex и руководитель лаборатории ЭФ МГУ «Центр по исследованиям экономики социотехнических систем», рассказала об уже доступном на российском рынке алгоритмическом продукте, который призван стать помощником топ-менеджменту в работе с персоналом. Диагностика лояльности, внутренних конфликтов и других важных параметров, влияющих на производительность коллектив, востребованы компаниями, где набор факторов, влияющих на управление коллективом, не позволяет даже самому опытному HR-у вручную предсказать наступление кризисных ситуаций. «У нашего алгоритма нет права на ошибку, поскольку речь идет о судьбах людей и их профессиональном развитии», - подчеркнула Карелина.
Миф о том, что искусственный интеллект напрямую угрожает человеку, был развенчан спикерами мероприятия. ИИ лишь транслирует все, что закладывает в него сам человек. Однако, в зоне риска рутинные профессии с большой долей монотонных операций. Чтобы доказывать свою эффективность людям потребуется больше креативности, IQ и EQ (эмоциональный интеллект).
Обсуждение темы социальных последствий внедрения искусственного интеллекта будет продолжено в рамках деятельности Комитетов Ассоциации менеджеров.