17.04.2018

На IPQuorum 2018 обсудили вопросы брендирования

Во второй день работы Международного стратегического форума по интеллектуальной собственности IPQuorum 2018, стартовавшего вчера в Калининграде, состоялось заседание хаба «Брендирование. Управление образами», которое модерировала генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки. Участники хаба всесторонне обсудили роль и влияние брендов на капитализацию компаний, маркетинговые стратегии и мерчендайзинг, различные аспекты юридической защиты элементов бренда, влияние на его репутационную составляющую и многие другие вопросы.

Тина Канделаки отметила возможность горизонтальной интеграции и сетевого построения взаимоотношений в сфере интеллектуальной собственности: «Рынок ИС в России находится на начальной стадии развития, что даёт возможность всем участникам договориться и сформировать те правила, которые будут удобны для всех и приняты всеми сообществами».

Она также отметила тот факт, что в России существует «много классных идей, которые не монетизируются, не переходят в товар, например, оренбургский платок и вологодские кружева. Идеи есть, маркетинга нет».

Говоря о роли интеллектуальной собственности, она подчеркнула: «Мы, «Матч ТВ», сами создаём контент, в том числе и околоспортивный – это даёт нам возможность зарабатывать, обмениваться им, самостоятельно или с партнёрами, и главное – реинвестировать в создание нового контента, новой интеллектуальной собственности».

Заурбек Албегонов, старший советник представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) в Российской Федерации, выступая в рамках хаба, отметил преимущества мадридской системы регистрации товарных знаков и управления ими, которая позволяет путём подачи одной заявки и получить охрану в 116 странах по всему миру. Он отметил, что в рамках это системы лидером среди российских компаний на сегодня является «Транснефть».

Марина Яковлева, заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, ответственный секретарь Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ ФС РФ привела в пример такие всемирно известные НМПТ (наименования места происхождения товара), как шампанское и эльзасский мёд, которые приносят своим регионам колоссальную дополнительную прибыль. Говоря о России, она упомянула о росте на 40% заявок на регистрацию региональных брендов, которые призваны развивать позиционирование и туристический потенциал. «Свойства региональных брендов обусловлены традициями и географией: башкирский мед, хохлома, тульский пряник», – отметила М. Яковлева. По её словам, город Мышкин Ярославской области привлёк туристов и «максимально монетизировался за счёт развития «мышиного» бренда», а лидером стала Вологодская область, защитившая права на бренд «Вологодское масло». Однако пока более трети регионов РФ не подали ни одной заявки, подчеркнула М. Яковлева.

Она также отметила отличие НМПТ от «географического указания» – второе предъявляет более мягкие требования к продукту. Так, по словам эксперта, в виноделии, например, «15% винограда может быть взято из иного региона». Законопроект по введению в Гражданский кодекс РФ понятия «географическое указание» сейчас дорабатывается, отметила М. Яковлева, оно даст больше инструментов для продвижения регионов.

Галина Кравченко, директор департамента «Ассортимент» Fashion Consulting Group, руководитель представительства FCG международного тренд-бюро Fashion Snoops, отметила проблемы защиты интеллектуальной собственности в модной индустрии. «Наша индустрия – индустрия имитации», – заявила она. Немногие компании могут защитить все элементы своих брендов. Немного отличающийся оттенок или вытачка в другом месте – и одежда или обувь уже не защищается авторским правом. По словам эксперта, сейчас производители сосредотачиваются на создании и продвижении потребителям «total look», который включает себя полный комплект одежды и аксессуаров. Она также подчеркнула, что чёткое позиционирование, демонстрация разницы стилей – кэжуал, вечерний и т.д. увеличивает средний чек и общую прибыльность. Однако разница между успешными российскими фэшн-брендами и мировыми пока разительна: в России компания, продающая 1 млн пар обуви в год, считается успешной, тогда как мировые бренды реализуют за то же время 15 млн пар.

Сергей Давыдов, вице-президент компании Wizart, отметил, что развитие технологий существенно изменило рынок анимационных фильмов: «Производить анимацию стало дешевле, китайские коллеги активно выходят на мировой рынок». Однако и обратный тренд также заметен: по его словам, Wizart, выпустив анимационный фильм «Снежная королева», заработала 3 млн долларов в первый день показа в Китае. Кроме того, он отметил прибыльность других объектов интеллектуальной собственности: «Мы производим игры по мотивам мультфильмов, детские игрушки с элементами дополненной реальности». Давыдов также упомянул конструктор с виртуальной инструкцией на коробке, показывающей, что именно можно собрать из этих деталей.

Александр Салов из студии VideoSfera отметил, что региональная привязка сегодня не так важна, в современном цифровом пространстве куда весомее качество производимого контента. «Где есть интернет, там и можно построить студию, поэтому производство смещается в регионы», – отметил он.

Андрей Бусаргин, директор направления Brand Protection компании Group-IB, рассказал об угрозах для бренда в цифровом мире. Среди них мошенничество, сайты-клоны, неправомерное использование бренда, информационные атаки, интернет-пиратство и другие. По его словам, из-за инфоатаки банк лишился 1,3 млрд руб., а из-за поддельных сайтов, предлагающих удобрения, российские фермеры потеряли несколько миллионов рублей. Защита от подобных подделок только одна – блокировка сайтов-мошенников.