29.05.2024

ALMI Partner: операционных систем в Реестре Минцифры должно стать меньше

Стараниями Минцифры, нормативная база, регулирующая сегмент отечественных операционных систем (ОС), будет двигаться в направлении «сужения» рынка, а «рука рынка» будет отсекать тех, кто не участвует в реальной работе по развитию отечественных ОС. Такой прогноз дал председатель совета директоров ГК «АЛМИ» Михаил Лебедев в ходе специальной сессии на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2024). По его словам, в появлении и закреплении «базовых ОС», с которыми должны иметь совместимость продукты присутствующие в Реестре отечественного ПО, заинтересованы все участники рынка.

В рамках конференции ЦИПР-2024 прошла партнерская сессия российского производителя общесистемного и прикладного программного обеспечения ALMI Partner (ГК «АЛМИ») «Цифровизация на российском ПО: от операционных систем и офисных приложений до эффективности бизнеса». Модератором мероприятия выступил вице-президент по стратегическому развитию OCS Distribution и основатель ИТ-радио «Эхо лОСЕЙ» Алексей Рудым.

Председатель совета директоров ГК «АЛМИ» Михаил Лебедев в ходе мероприятия подвел промежуточные итоги процесса импортозамещения, а также поделился данными о росте российского ИТ-рынка и коснулся темы ИТ-вызовов и возможностей для бизнеса.

Михаил Лебедев отметил, что импортозамещение в стране идет девять лет, и сейчас уже видны значительные результаты. «Когда в 2015 году соответствующее поручение давал Владимир Путин, многие со скепсисом воспринимали это новое направление. Значительное подспорье процессу дало появление нормативной базы, а в дальнейшем и Реестра отечественного ПО, созданного Минцифрой. В итоге, спустя годы мы видим, что порядка 80% решений западных компаний на российском рынке мы уже можем заместить отечественным софтом. Конечно, оставшиеся 20% ─ это стек, в который входят самые «тяжелые» и сложные в замещении решения корпоративного уровня. Однако, нынешний скепсис, который мы видим в отношении таких решений сродни тому, что было на рынке еще 10 лет назад, когда бизнес искренне не понимал зачем ему в принципе лицензионное ПО и считал нормальным купить какой-нибудь Windows на радиорынке. Думаю, что и с переходом на отечественное ПО мы проходим тот же путь от «это невозможно», к «это стандарт», ─ говорит Михаил Лебедев.

Председатель совета директоров ГК «АЛМИ» отметил, что сейчас в Реестре отечественного ПО зарегистрированы более 5,5 тысяч компаний и более 16 тысяч продуктов. По его словам, уже можно говорить о том, что рынок перенасыщен отечественными софтверными продуктами. Например, в Реестре зарегистрировано 36 операционных систем, тогда как разработчиков, активно продвигающих на рынке отечественные ОС, менее десятка.

Такая проблема перенасыщения требует решения. Например, сейчас любое прикладное ПО, которое попадает в Реестр, должно быть совместимо как минимум с тремя отечественными ОС, но нет определенного указания о том, с какими именно. По словам Михаила Лебедева, Минцифры эту проблему понимает и уже прозвучала инициатива, предполагающая обозначить и закрепить определенное количество «базовых ОС», с которыми должны иметь совместимость продукты, присутствующие в Реестре, а также производители аппаратного обеспечения.

Подобное решение позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, заказчик сразу будет понимать, какие операционные системы на рынке наиболее перспективны. Во-вторых, вендоры оборудования и прикладного ПО смогут снизить количество ресурсов, которое они сейчас тратят на то, чтобы проверить совместимость со всеми ОС из Реестра.

О том, что бизнес и госструктуры поверили в то, что имортозамещение работает, свидетельствует рост российского ИТ-рынка. Инвестиции в разработку отечественного ПО составляют порядка 300 млрд рублей в год, а совокупная цифра с 2022 на ближайшие четыре года прогнозируется на уровне 1 трлн рублей. Это хорошие показатели и прогнозы. Для сравнения: оборот всего отечественного рынка ПО на начало 2024 года оценивался в 1,7 трлн рублей, а нацпрограмма «Цифровая экономика», стартовавшая в 2019 году, в свое время предполагала совокупное финансирование в размере 2,1 трлн рублей. Сейчас ежегодный рост всего ИТ-рынка оценивается в 10-15%, а доля ИТ-отрасли в ВВП страны составляет 2%.

Говоря об ИТ-вызовах, Михаил Лебедев отметил, что с 2022 года значительно сложнее стало получать аппаратную часть для информационных систем, которая необходима в том числе и для разработки и доработки ПО. «Железо» с высокими характеристиками производительности подорожало, а цепочки поставок усложнились, что влияет на сроки. В частности, отсутствие достаточно мощного «железа» часто становится препятствием для внедрения отечественного софта, который может полностью раскрыть свои возможности на «харде» с высокими характеристиками производительности. Это в итоге тормозит импортозамещение.

Михаил Лебедев указал на то, что компания занималась импортозамещением еще до появления этого направления в качестве национальной политики. С 2008 года ALMI Partner активно начал развивать свои флагманские продукты – операционную систему и пакет офисных приложений – на базе open source-платформы. Изначально продукты были ориентированы на сегмент малого и среднего бизнеса и позиционировались в качестве решения для организации автоматизированного рабочего места (АРМ) сотрудника. Сейчас, по словам Михаила Лебедева, у компании более 500 тысяч инсталляций продуктов по всей стране, включая внедрения в крупнейших корпорациях и холдингах РФ. На сегодняшний день ALMI Partner является единственным игроком на российском рынке, который предоставляет от одного производителя базовый набор продуктов (ОС и пакет офисных программ), необходимых для создания АРМ для госчиновников, или сотрудников компаний с госучастием.

Об опыте внедрения программных решений ALMI Partner в ходе сессии рассказали директор департамента информационных технологий и цифрового развития компании «РусГидро» Сергей Хомяков и начальник управления по контролю уровня сервиса «РусГидро» Сергей Федорчук.

Сергей Хомяков отметил: «Импортозаместить ОС и офисные «пакеты» у более 35 тысяч пользователей это местами сложнее, чем перейти с какого-нибудь SAP на другое решение. Мы «пропилотировали» все основные отечественные решения, присутствующие на рынке, подготовили техническое задание, объединяющее наши требования, и объявили конкурс. AlterOS и AlterOffice показали максимальное соответствие требуемой функциональности. Сейчас около 80% сотрудников холдинга уже переведены на новое ПО в части решения простых повседневных задач и в текущем году мы завершим перевод пользователей с более сложными задачами и спецификой работы». По его словам, при переходе с одного зрелого софтверного продукта на другой основная проблема заключается не в функциях самого решения, а в привычке пользователя. Решить этот вопрос можно только адаптацией.

В свою очередь, Сергей Федорчук отметил важность комфорта пользователя при переходе на новый продукт. «У пользователя меняются привычные интерфейсы, названия и функциональность программ. Это приводит к большому стрессу, что негативно сказывается на качестве и сроках выполнения работы у сотрудников. Чтобы пользователь не оставался один на один с вызовом, мы совместно с ALMI Partner выстроили систему технической поддержки так, чтобы сотрудник получал помощь быстро и качественно. Все обращения обрабатываются с привлечением специалистов ALMI Partner, что позволяет быстрее решать возникающие проблемы, а также параллельно улучшать навыки сотрудников собственной технической поддержки», ─ говорит он.

Для контроля в «РусГидро» используется собственный индекс удовлетворенности пользователя (ИУП), который складывается из количественных показателей обращений в службу поддержки и результатов регулярных опросов пользователей. Сергей Федорчук отметил, что пик перехода на продукты AlterOS и AlterOffice был осенью 2023 года. Тогда показатель ИУП составил 83%. К сегодняшнему дню он вырос до 86%.

Завершилась сессия выступлением коммерческого директора департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» Константина Смирнова, который среди прочего отметил несколько аспектов, которые тормозят процесс цифровизации в целом и импортозамещения в частности. Это разные цели, которые ставятся в организации на разных уровнях, интеграция новых инструментов и систем, культура работы с данными и нехватка ресурсов.

По итогам участия в ЦИПР 2024 можно констатировать, что крупные государственные и корпоративные заказчики в целом успешно преодолевают последствия, связанные с уходом глобальных вендоров, и в настоящий момент активно внедряют современные российские решения для повышения эффективности бизнеса и получения конкурентных преимуществ для дальнейшего развития.