Эффективный ТОиР: как подойти к вопросу цифровизации комплексно
Что такое эффективный ТОиР, почему 80% компаний приходят с запросом перевнедрения EAM-систем и как преодолеть сопротивление изменениям на пути к цифровизации процессов управления активами, обсудили независимые эксперты и практики на конференции «Эффективное производство 4.0» в рамках сессии Деснола, российского центра практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР.
1780 участников
20–22 мая на площадке ЦВК «Экспоцентр» в Москве состоялась промышленная конференция «Эффективное производство 4.0». Мероприятие прошло в седьмой раз и впервые в рамках деловой программы одной из крупнейших в России и СНГ выставки в области станкостроения «Металлообработка – 2024». Доклады представили 96 спикеров из 68 компаний. 445 участников посетили конференцию офлайн, 1335 человек приняли участие в онлайн-трансляции события.
Эффективный ТОиР: как подойти к вопросу цифровизации комплексно
Источник изображения: пресс-служба Деснола
В этом году организаторы сделали особый акцент на теме повышения эффективности технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования. По оценке экспертов рынка, организаторов конференции «Эффективное производство 4.0» и авторитетной промышленной премии OEE Award, тема автоматизации процессов управления ТОиР и технической диагностики оборудования в этом году показала особый интерес со стороны профессионального сообщества.
Блоку ТОиР была отдельно посвящена 21 мая сессия «Эффективный ТОиР: как повысить рентабельность активов и оптимизировать процессы управления с помощью данных». Независимые эксперты, руководители проектов автоматизации и практики со стороны промышленных компаний поделились опытом повышения эффективности ТОиР с помощью данных и оптимизации процессов управления ТОиР на примере ведущих предприятий России и Республики Беларусь — ООО «Газпром СПГ Портовая», АО «Нэфис Косметикс» и ГК «Алютех».
Экспертиза с подтвержденным эффектом
Модерировал мероприятие Денис Труфакин, директор Центра экспертизы ТОиР, эксперт и практик в области цифровой трансформации бизнес-процессов ТОиР Деснола, стратегического партнера конференции и организатора сессии. Центр экспертизы ТОиР помогает предприятиям достигать измеримых KPI в области управления активами с точки зрения финансовых целей.
С помощью современных инструментов автоматизации, а также экспертизы, основанной на собственном производственном опыте и лучших практиках, специалисты Деснола выстраивают бизнес-модель, которая ведет к повышению рентабельности предприятия за счет оптимизации процессов управления ТОиР, выстраивания измеримых KPI, обучения персонала, трансформации организационной структуры и управления изменениями.
Это доказывают совместные с Деснолом, разработчиком и интегратором экосистемы 1С:ТОИР, и промышленными компаниями проекты, которые ежегодно побеждают в авторитетной промышленной премии OEE Award. В 2023 г. победителем стал проект цифровой трансформации бизнес-процессов в масложировом бизнес-направлении ГК «Русагро», в 2024 г. призовое место взял проект цифровизации процессов управления ТОиР с помощью 1С:ТОИР КОРП в АО «Минудобрения». Награждение победителей премии, присуждаемой за эффективные цифровые проекты, ежегодно проходит в рамках деловой программы конференции «Эффективное производство 4.0».
Три кита цифровой трансформации
Почему 80% компаний приходят с запросом на перевнедрение? Этим вопросом Денис Труфакин открыл сессию ТОиР. По мнению модератора, технологии — это только одна из составляющих, влияющих на рост эффективности процессов управления активами. Всего их три: люди, процессы и технологии — три кита цифровой трансформации.
«С какими проблемами сталкиваются чаще всего наши заказчики, когда обращаются с запросом на перевнедрение? Первое, прежнее решение не работает, и мы не рассматриваем здесь проблемы, связанные с уходом иностранных вендоров. Второе, сотрудники не хотят использовать продукт. Третье — софт не соответствует требованиям бизнеса, — отмечает Денис Труфакин. — При автоматизации процессов управления ТОиР недостаточно установить и настроить специализированное программное обеспечение. Если мы поднимаем вопрос повышения эффективности ТОиР, то мы неизбежно затрагиваем все три аспекта. Если есть пробел хотя бы по одному из них — компании либо возвращаются в определенную точку, либо приходят к вопросу о перевнедрении».
Чтобы получить эффект от оптимизации бизнес-процессов, необходимо учитывать комплекс вопросов по всем трем аспектам, и этими вопросами важно задаться еще до старта проекта. Этому помогает разработка стратегии ТОиР. В ней особое место необходимо уделить методологии, построению измеримых KPI, определению команды лидеров изменений, важную роль в которой играют как руководители компаний, так и непосредственные участники проекта.
С фокусом на общее видение
Вопрос развития компании или ее долгосрочной стратегии ложится в основу выстраивания KPI. Отсюда и цель моделирования и оптимизации бизнес-процессов. KPI ТОиР чаще всего находится в четырех областях — общей эффективности оборудования, затратах на ремонт, оборотном капитале, эффективности оргструктуры и трудозатратах.
Эти четыре области на примере реализованных проектов затронули и доклады сессии «Эффективный ТОиР». Опытом поделились независимый эксперт и основатель издательства «Надежная книга» Константин Зырянов, руководитель проекта внедрения 1С:ТОИР КОРП в компании «Газпром СПГ Портовая» Артем Чабан, менеджер по приоритетным проектам «Нэфис Косметикс» Адель Тимуршин и ведущий руководитель проектов автоматизации ТОиР Деснола Никита Герасимов. Закрыл сессию доклад Романа Пилькина, основателя и CEO Деснола, на тему «Как преодолеть сопротивление изменениям».
«В выступлении Романа прозвучал очень важный, на мой взгляд, вопрос, связанный с видением и некой идеальной визуализацией того, к чему ты хочешь прийти, чтобы добиться эффекта либо от цифровизации ТОиР, либо от комплексной трансформации всего предприятия, — отмечает Адель Тимуршин. — Да, это видение может быть идеализированным, но без него и без понимания, какую выгоду оно может принести в долгосрочной перспективе предприятию в целом, невозможно добиться результата и эффекта цифровизации».