26.06.2024

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны

21 июня 2024 года в Санкт-Петербурге в рамках ежегодного конгресса «ИТМ Петербург» состоялась VII межрегиональная конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения».

В мероприятии приняли участие более 120 представителей региональных органов управления здравоохранением и медицинских информационно-аналитических центров из 44 регионов страны, а также отраслевых экспертов. В этом году главной темой обсуждения стали способы достижения целевых показателей в рамках федеральных и отраслевых инцидентов Минздрава России.

Организаторами мероприятия выступили разработчик отраслевых цифровых решений «Нетрика Медицина» (входит в N3.Group и ГК «Ташир МЕДИКА») и Санкт-Петербургский Медицинский информационно-аналитический центр (СПб МИАЦ) Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга. Партнерами конференции в 2024 году стали компании Digital Soft, МИС «Ариадна», «СОЦ–Информ», «СП.АРМ» и «ОНКОР». На повестке дня – достижение целевых показателей в рамках текущих инцидентов, обеспечение технологической готовности региона к новым инцидентам, совместная работа государственной и частной систем здравоохранения, практическая польза инцидентов для пациентов, врачей и органов управления здравоохранением.

Конференцию открыла заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Ольга Гранатович: она поделилась достижениями города в сфере цифровизации здравоохранения. 

«Мы, как и другие регионы страны, активно работаем над созданием Единого цифрового контура в здравоохранении. В 2023 году мы достигли всех основных показателей проекта, в том числе были выполнены показатели по числу граждан, которые воспользовались медицинскими сервисами на Едином портале госуcлуг. С учетом того, что у города есть свой региональный портал пациента, мы очень рады этому результату. В регионе внедрена государственная информационная система в сфере здравоохранения, с 2018 года мы реализуем на ней систему сервисов для пациентов, врачей и организаторов здравоохранения. В прошлом году мы вывели все показатели Единого цифрового контура на аналитические дашборды, и теперь руководители медорганизаций могут самостоятельно их отслеживать. Портал врача дает возможность врачам просматривать всю «историю» своего пациента – вплоть до вызовов скорой помощи, госпитализаций и обращений в другие медорганизации.
Портал «Здоровье петербуржца» сегодня предоставляет горожанам 32 электронных сервиса. Число активных пользователей портала (зарегистрировавших личный кабинет) в 2024 году достигло 1,9 млн человек», – отметила Ольга Гранатович. 

Генеральный директор компании «Нетрика Медицина» Игорь Башков рассказал о современных тенденциях и новых возможностях формирования цифрового медицинского профиля пациента. 

«Мы знаем, какие данные попадают в цифровой медицинский профиль из СЭМД и ЕПГУ. Но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в нем должны также накапливаться и другие данные, которые иногда могут оказаться более значимыми и ценными. Например, информация об образе жизни человека (питание, курение, употребление алкоголя), его социальном статусе (образование, работа, наличии семьи). Тот же инцидент №7 показал, что люди, которые работают в пищевой промышленности, социальной сфере, медицине и других областях, объединены общим запросом: им нужна медицинская книжка. Получается, что всего один параметр, в данном случае место работы, может оказаться важным для того, чтобы выстраивать работу с целевыми группами граждан», – рассказал спикер. 

Игорь Башков напомнил, что система здравоохранения нацелена на сопровождение человека в трех направлениях: формирования, сохранения и поддержки здоровья. На каждом из них цифровой медицинский профиль пациента наполняется данными. При этом в рамках одной целевой группы эти данные могут быть получены от разных участников инцидента: государственных медорганизаций, частных клиник и лабораторий и т. д. Справиться с растущим объемом данных при формировании цифрового профиля пациента помогут инструменты на основе технологий искусственного интеллекта. 

Поднятую тему продолжил менеджер по развитию компании «Нетрика Медицина» Павел Сучков. В своем докладе он показал, как государственная информационная система здравоохранения (ГИСЗ) региона становится поставщиком данных для продуктов на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ) и систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР). С ростом объема информации, которыми обмениваются медицинские системы, и количества сервисов растет как нагрузка на вычислительные ресурсы организаций, так и сложность обработки данных врачами. При этом решения на базе ИИ, которые уже отлично проявляют себя при анализе медицинских снимков, должны применяться и в других сценариях. 

«Будущее систем на основе ИИ – это анализ структурированных медицинских данных из СЭМД. В 2024 году регионам требуется отправлять 87 типов документов – это на 11 больше, чем в прошлом году. По сведениям федерального Минздрава, в будущем таких документов станет гораздо больше. Соответственно, на одного пациента уже сейчас может приходиться более 100 электронных медицинских документов – это случаи медицинского обслуживания, протоколы консультаций, протоколы лабораторных и инструментальных исследований, рецепты и многое другое. Врачу за короткий промежуток времени, отведенный на приём пациента, сложно просмотреть все эти документы. Системы на базе ИИ должны помогать обрабатывать эту информацию – и оперативно выдавать результат», – прокомментировал Павел Сучков. 

Решить эту задачу позволяет использование документоориентированного хранилища, которое аккумулирует и быстро обрабатывает все структурированные электронные медицинские документы (СЭМД) региона (как государственных, так и частных организаций), а затем предоставляет их в подготовленном формате для систем ИИ, аналитических платформ и других сервисов. Такой подход приведет к появлению маркетплейсов решений на базе ИИ, доступных всем региональным участникам взаимодействия. 

Менеджер по развитию компании «Нетрика Медицина» Наталия Долгова сделала обзор существующих и перспективных цифровых помощников пациента. Она обратила внимание на ряд взаимосвязанных тенденций в сфере здравоохранения. Во-первых, это новые национальные проекты под эгидой Минздрава («Продолжительная и активная жизнь», «Новые технологии сбережения здоровья» и «Семья (охрана материнства и детства)». Во-вторых, – активная популяризация медицинских технологий на базе искусственного интеллекта и цифровых помощников. 

Заместитель руководителя отдела продаж компании «Нетрика Медицина» Алексей Кашпанов представил доклад «Интеграция ГИСЗ с государственной информационной системой обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС)». 

«Каждый регион достаточно давно формирует цифровой медицинский профиль на своем уровне, используя СЭМД и другие данные. В прошлом году были подключены СППВР, искусственный интеллект. Тем самым запускается маховик формирования дорожных карт для понимания того, как можно сопровождать пациента. Но на федеральном уровне на базе ГИС ОМС будут формироваться две новые подсистемы – федеральный единый регистр застрахованных лиц (ФЕРЗЛ) и федеральная подсистема персонифицированного учета медицинской помощи (ФПУМП), – в рамках которых будет собираться информация для формирования федеральных профилей. Именно необходимость формирования цифровых медицинских профилей стала одной из главных предпосылок к созданию этих подсистем», – отметил он. 

Среди других причин появления федерального единого регистра застрахованных лиц (ФЕРЗЛ) и федеральной подсистемы персонифицированного учета медицинской помощи (ФПУМП) – необходимость учета медицинской помощи на основе СЭМД, необходимость построения сквозной аналитики в рамках всей страны. Одним из преимуществ интеграции через ГИСЗ Алексей Кашпанов назвал формирование регионального хранилища СЭФД, отправляемых в ГИС ОМС и перекрестной региональной аналитики на базе СЭМД и СЭФД. 

Максим Таланов, исполнительный директор компании «ЭлНетМед», посвятил выступление взаимодействию частного и государственного сегментов здравоохранения по передаче данных в ЕГИСЗ, в том числе в рамках отраслевого инцидента №7 «Электронные медицинские книжки». Он отметил важность правильного информирования коммерческих медорганизаций для их подключения к ЕГИСЗ. «Обучение решает большинство проблем, связанных с отсутствием у частных медорганизаций понимания – зачем им вообще это нужно и как это делать. Мы должны стать источником такой информации», – сказал он.

В ходе конференции официальные доклады чередовались с практической работой, в рамках которой участники обсуждали актуальные вопросы цифровой трансформации здравоохранения. Например, почему переход на электронные медицинские книжки был отложен или в каком году 100% реестров счетов будут формироваться на федеральном уровне в ГИС ОМС?

Основной активностью в рамках практической части стал профессиональный квиз, на котором команды под руководством кураторов из компании «Нетрика Медицина» самостоятельно формировали аналитические отчеты на основе данных СЭМД. Для этого специалисты применяли новый инструмент экосистемы разработчика – «N3.Аналитика: экстрактор данных из СЭМД». Возможности новинки предварительно представил участникам конференции руководитель отдела продаж и развития «Нетрика Медицина» Андрей Дюков. «Удобный механизм извлечения структурированных медицинских данных из СЭМД важен для каждого региона. Специалисты МИАЦ и ОУЗ должны получить возможность легко использовать миллионы юридически значимых СЭМД для практической ежедневной работы», – сказал он.