Все нюансы и подводные камни УКЭП. Компания ЭОС приняла участие в петербургском PKI-форуме 2024
17-19 сентября 2024 года в Петербурге состоялся очередной PKI-Форум – XXII международная конференция по проблематике инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи. Наталья Александровна Храмцовская, к.и.н., ведущий эксперт-аналитик по управлению документацией ЭОС, эксперт ИСО, приняла участие в работе сессии «Судебная практика по делам с ЭП» в качестве модератора и спикера: она сделала обзор правоприменительной практики в области использования усиленных квалифицированных электронных подписей.
PKI-Форум – ежегодное мероприятие, посвященное всестороннему обсуждению актуальной проблематики инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи. Традиционно конференция является площадкой для взаимодействия представителей регуляторов (Минцифры, ФСБ, ФНС), документоведов, сотрудников удостоверяющих центров, отраслевых экспертов, юристов, разработчиков систем управления документами, СЭД и средств информационной безопасности. В 2024 году в центре внимания профессионального сообщества оказались такие темы, как деятельность аккредитованных удостоверяющих центров, применение мобильной ЭП, применение МЧД, возможности трансграничного обмена ЭП, организация электронных архивов.
Сессия, посвященная правовым вопросам применения электронных подписей, имела практическую направленность и поэтому встретила живой интерес слушателей. В своем выступлении Наталья Храмцовская поделилась примерами рассмотрения реальных судебных дел по искам, касающимся применения УКЭП.
Несмотря на то, что в законе 63-ФЗ «Об электронной подписи» неявно предусмотрена возможность передачи ключа подписи владельцем уполномоченному лицу, соответствующая процедура до сих пор должным образом не урегулирована. Так, в ст. 10 закона указано, что «При использовании усиленных электронных подписей участники взаимодействия обязаны… не допускать использования принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия» – это фактически означает запрет на подобную передачу.
В любом случае передача своего средства создания УКЭП в другие руки и ненадлежащий контроль за ним может привести владельца УКЭП к самым неприятным последствиям. Например, в первом из рассмотренных кейсов сотрудники бухгалтерии одного из российских промышленных предприятий на протяжении двух лет перечисляли денежные средства со счета компании на счета третьих юридических лиц, пользуясь доверенной им электронной подписью генерального директора. Спустя почти четыре года директор, к тому времени уже прекративший свои полномочия в данной компании, был признан судом виновным в недобросовестном и неразумном осуществлении руководства и присужден к выплате более 254 млн рублей убытка.
Новое законодательство снизило риски несанкционированного выпуска средств создания УКЭП и сертификатов руководителей благодаря введению машиночитаемой доверенности (МЧД). В то же время сохраняются и даже усиливаются риски несанкционированного выпуска сертификатов физических лиц. Также продолжаются начавшиеся ранее судебные споры о законности заключении договора с удостоверяющими центрами о законности выданной подписи.
«По моему мнению, решение о том, чтобы подпись юридического лица выдавалась только в одном удостоверяющем центре под контролем ФНС принесло положительный результат. Махинаций стало гораздо меньше. Но надо учитывать, что правоприменительная практика возникает не сразу, а судебные дела длятся иногда по 2-3 года», – прокомментировала Наталья Храмцовская.
Она также рассказала о случаях мошенничества при получении электронных подписей и последствиях таких инцидентов.
«Решение ФНС взять под свой контроль выдачу УКЭП юридических лиц снижает риски мошеннических действий при подписании юридически значимых документов. В то же время расширение сферы применения УКЭП физических лиц несет серьезные риски как для граждан, так и для их работодателей. Стоит ожидать новые виды мошенничества с МЧД: например, выпуск «левых» УКЭП физических лиц и их использование вместе с подлинными МЧД, выданными руководителями организаций», – подвела итог Наталья Храмцовская.