30.10.2024

Синергия вузов и бизнеса: ключ к качественному ИТ-образованию и устранению кадрового дефицита

23 октября 2024 года состоялось заседание Комитета по информационным технологиям Ассоциации менеджеров на «Взаимодействие бизнеса и ВУЗов: успешные модели для повышения качества образования».

Российский рынок труда на протяжении многих лет испытывает острый дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов. Проблема обусловлена не только активным оттоком кадров за границу, но и стремительным развитием технологий, а также несоответствием существующих образовательных программ реальным требованиям и вызовам отрасли. В рамках встречи эксперты обсудили, как эффективное взаимодействие бизнеса и вузов может помочь в решении данной проблемы. Участники мероприятия подчеркнули важность такого взаимодействия для удовлетворения кадровых потребностей компаний и подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям рынка труда.

Модераторами встречи выступили: Максим Аверин, директор по информационным технологиям СберСтрахование, сопредседатель Комитета по информационным технологиям Ассоциации Менеджеров, и Юрий Востриков, генеральный директор BPMSoft, сопредседатель Комитета по информационным технологиям Ассоциации Менеджеров.

Елена Дзагоева, директор по управлению персоналом ГК "Солар", подчеркнула, что сотрудничество бизнеса с вузами не только открывает новые возможности для восполнения кадрового дефицита, но и позволяет компании реализовать свою социальную миссию: «Мы как компания-архитектор комплексных систем кибербезопасности считаем своей ключевой задачей – повысить грамотность населения в области кибербезопасности. Наша компания осуществляет работу со всеми категориями граждан, в том числе со студентами, проводя олимпиады и карьерные консультации. Ребята учатся на реальных данных, с заранее выстроенными карьерными треками. Мы берем на обучение совсем молодых ребят и направляем их, помогая развиваться в этой важной сфере».

Андрей Зуев, директор Института информационных технологий РТУ МИРЭА, отметил, что в современных реалиях, когда многие студенты, особенно ИТ-направлений подготовки, начинают профессиональную деятельность на старших курсах обучения, университеты становятся для компаний и государственных структур непосредственными источниками пополнения кадрового состава. «Качественный и практикоориентированный образовательный контент от ведущих предприятий и компаний – это гарантия актуальности образовательных программ вузов для отраслей национальной экономики и рынка труда. Такой подход к взаимодействию с бизнесом позволяет образовательным организациям быть на шаг впереди и лучше готовить студентов к реальным вызовам, с которыми они столкнутся в профессиональной деятельности. Для компаний, которые предоставляют этот контент и лицензий на ПО, это возможность оценить и проанализировать способности студентов, а фактически – заблаговременно сформировать базу потенциально возможных сотрудников. По итогам изучения своего образовательного контента компания может выделить наиболее успешных учащихся, среди которых в первую очередь целесообразно вести поиск будущих сотрудников. Таким образом, взаимодействие между вузами и компаниями не только повышает качество образования, но и способствует более эффективному формированию кадрового резерва для организаций», – поясняет эксперт.

Виктория Яшина, директор по организационному развитию Росэлторг, подчеркнула, что интерес к взаимодействию действительно есть и со стороны вузов, и со стороны бизнеса. При этом, в отношении студентов эксперт предлагает действовать аккуратно: «Одно неверное действие ИТ-специалиста может повлечь за собой необратимые последствия. Поэтому мы берем студента «под крыло» и оставляем под контролем надолго. Только когда он становится самостоятельным, он выходит в свободное плавание». Эксперт также поддержала идею о том, что участие бизнеса в образовательном процессе связано с социальной миссией, поскольку формирует у студентов правильное понимание работы в отрасли: именно через практические задачи компания формирует в студентах желание глубже погрузиться в обучение.


Анна Норкина, кандидат экономических наук, Директор Института Финансовых Технологий и Экономической Безопасности НИЯУ МИФИ, заметила, что работа с бизнесом создает дополнительные вызовы: «Увеличивается количество партнерств с различными организациями, что открывает студентам новые возможности для прохождения практик и трудоустройства. Однако существует сложность: мы не можем предоставить всем партнерам доступ к образовательной программе. Большая часть деятельности IT-специалистов реализуется в рамках проектной работы, это является предпосылкой для формирования у студентов гибких навыков и достаточно широкого спектра профессиональных компетенций». Также спикер отмечает, что преподавательский состав должен отличаться высоким уровнем квалификации и обладать междисциплинарной экспертизой.

Екатерина Карцева, руководитель молодёжных и образовательных инициатив МТС Диджитал, рассказала о трендах ИТ-рынка, которые будут актуальны в 2025 году: «Кандидаты сегодня обращают внимание не только на компанию, но и на конкретный технологический стек, с которым они хотели бы работать. Одним из актуальных трендов является стабильность: соискатели дольше принимают решения о смене работы и менее охотно принимают офферы». Эксперт также отметила, что сотрудничество между вузами и бизнесом выгодно обеим сторонам: «Вузы получают современные программы, разработанные с учетом потребностей рынка и конкретного заказчика. Компании-партнеры поддерживают программы практическим опытом своих экспертов, брендом и ресурсами, а также трудоустраивают студентов. В свою очередь, бизнес получает качественные образовательные возможности вуза, экспертизу в сфере образования, выпускников с необходимыми навыками и улучшение своего имиджа». Спикер подчеркнула, что разработка таких программ имеет смысл только при наличии достаточных финансовых и экспертных ресурсов.


В завершение дискуссии модератор Максим Аверин заключил: «Взаимодействие вузов и бизнеса – это лучшая синергия в условиях кадрового голода, нехватка ИТ-специалистов в нашей стране сегодня насчитывает 500-700 тысяч человек. Мы, как бизнес, можем инвестировать в программы, готовить студентов, предоставлять стажировки и затем трудоустройство. При этом для вузов мы также видим дополнительные бенефиты: возможность улучшения существующих образовательных программ и привлечения большего числа студентов, что сделает эти программы более привлекательными для будущих абитуриентов».

Модератор Юрий Востриков добавил: «По нашим оценкам, для преодоления текущего дефицита ИТ-специалистов потребуется более десяти лет — и это при условии, что все выпускники будут работать по специальности, не переедут в другую страну. Темпы цифровизации только наращивают потребность в квалифицированных кадрах, поэтому бизнес должен активно включаться в образовательный процесс. Как говорится, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», и сегодня наша задача — запускать совместные академические программы, привлекать сотрудников к проведению лекций, предлагать студентам опыт работы с реальными бизнес-задачами через практики и стажировки. Это долгосрочная и кропотливая работа, которая со временем принесет свои плоды: усилит поток новых специалистов, укрепит HR-бренд компаний и повысит узнаваемость отечественных решений среди молодых профессионалов».  

АССОЦИАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ – ведущее межотраслевое деловое объединение в России. На сегодня в него входят топ-менеджеры из более чем 200 компаний из разных сфер бизнеса. Организация учреждена в 1999 году. За годы работы зарекомендовала себя как независимая экспертная площадка для выработки консолидированной позиции бизнеса по наиболее острым социальным и профессиональным вызовам, которые стоят перед руководством компаний, обществом и властью. 

Ассоциация предлагает уникальные возможности для наращивания партнерских связей, усиления личных и профессиональных компетенций, продвижения бренда компании и ее спикеров, обмена опытом, идеями и практиками для решения самых актуальных вопросов и задач бизнеса. Порядка 10 тысяч представителей профессионального сообщества ежегодно принимают участие в таких мероприятиях Ассоциации Менеджеров, как тематические конференции, форумы, заседания Комитетов и Комиссий по более 15-ти отраслевым и профильным направлениям.