Возможности и перспективы беспилотных технологий обсудили на «Российском промышленнике»
С начала 2024 года в России реализуется Национальный проект «Беспилотные авиационные системы», цель которого создание в России самостоятельной отрасли по разработке, производству и применению беспилотных летательных аппаратов, а также материалов и компонентов для них.
Настоящему и будущему отечественных беспилотных технологий была посвящена Конференция «Беспилотные технологии – путь к технологическому суверенитету страны», организованная «Технопарком Санкт-Петербурга» в рамках деловой программы Международного форума-выставки «Российский промышленник».
В Пленарной сессии Конференции приняли участие представители Правительства РФ, профессиональных ассоциаций, ключевых компаний отрасли, вузов. В ходе дискуссии ведущие эксперты отрасли обсуждали приоритеты развития беспилотных технологий в контексте достижения Россией технологического суверенитета, индустрии, в которых наиболее перспективно их внедрение, пути роста сферы, задачи, которые призваны решить созданные научно-производственные центры испытаний и компетенций в области развития БАС. Отдельное внимание было уделено мерам государственной поддержки и программам стимулирования отрасли. Модератором Пленарной сессии выступил Иван Анцев, исполнительный директор АО «НПП «Радар ммс».
Андрей Ушаков, начальник Отдела нормативного регулирования и финансово- экономического обеспечения Управления беспилотных систем Минпромторга России, отметил, что Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» охватывает все направления этой сферы – от разработки до испытаний и серийного производства. По всем этим направлениям государство оказывает поддержку, и в 2025 году эта работа будет продолжена. Андрей Ушаков обозначил глобальный вызов, который стоит перед отраслью беспилотных технологий – рост объема рынка практически вдвое. Более 70 % беспилотников должны быть российского производства.
Владимир Пастухов, генеральный директор Агентства по технологическому развитию отметил, что Агентство оказывает максимальное содействие проектам, применяющим беспилотные технологии, и беспилотной авиации, в частности. В 2024 году АТР оказало поддержку 29 проектам на сумму более 1300 млн рублей. Из них 702 млн рублей – на разработку силовых установок и 330 млн рублей – систем электроснабжения беспилотных аппаратов. В стадии высокой готовности находятся 36 проектов. Владимир Пастухов отметил перспективность и востребованность «сквозных» НИОКРов.
Вадим Медведев, генеральный директор Фонда НТИ, сообщил, что в 2025 году ожидается усиление отраслевых возможностей для разработчиков и производителей отрасли беспилотных технологий, а также развитие кооперации в этой сфере. Он отметил, что беспилотные авиасистемы особенно востребованы в сельском и лесном хозяйствах, при чрезвычайных ситуациях, в регионах присутствия нефтегазовых компаний. Вадим Медведев сделал акцент на важной роли в развитии отрасли научно-производственных центров в сфере БАС, создаваемых в регионах. До конца года их количество будет доведено до 18-ти.
О процессе производства БПЛА и преодолении сложностей, возникающих на этом пути, о роли научно-производственных центров испытаний и компетенций в области развития БАС, о стимулировании бизнеса для эволюции этого рынка в России рассказал генеральный директор АО «Технопарк Санкт-Петербурга» Олег Якимов. «Как организаторы Конференции, мы отмечаем, что мероприятие продемонстрировало большой интерес к теме беспилотных технологий и потребность в ее публичном широком обсуждении, – отметил Олег Якимов. – Опыт работы НПЦ БАС «Технопарка Санкт-Петербурга» показывает необходимость поддержки проектов: и с точки зрения технологической, и в вопросе привлечения инвестиций, поиска партнеров, заказчиков. Такой комплексный подход дает свои плоды. В НПЦ БАС Технопарка на сегодня 54 резидента, специализирующихся на разработке БВС, комплектующих и материалах, технологиях контроля неба, создании ПО. Подано 17 заявок на гранты НТИ на сумму более 700 млн рублей. Уже привлечено в проекты резидентов 30 млн рублей».
Темой выступления Евгения Сиваева, заместителя директора научно-производственного комплекса беспилотных авиационных и морских систем АО «НПП «Радар ммс», стали нормативно-правовые барьеры отрасли беспилотной авиации. Он отметил недостаточный уровень безопасности БАС, в частности отсутствие системы спасения, взаимодействия между пилотируемой и беспилотной авиацией, а также необходимость создания качественной системы альтернативной навигации и сети посадочных площадок.
Радж Фаязов, начальник Регионального центра ЕС ОрВД, сообщил актуальную информацию о порядке постановки на учет и регистрации БВС, о правилах использования воздушного пространства и организации полетов. Также он рассказал о перспективах развития БАС в контексте интеграции беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство и представил схему работы создаваемой Цифровой платформы ЕС ОРВД.
Академическая сфера тоже активно участвует в развитии беспилотных технологий: теорией, реализацией и внедрением НИОКР, подготовкой кадров. Руслан Киричек, ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, рассказал участникам Конференции о разработанной концепции «Бесшовное цифровое небо».
Константин Иванов, директор ассоциации «Кибергектар», руководитель дирекции «УРАЛХИМ», рассказал о роли БАС в растениеводстве. Он подчеркнул, что беспилотные технологии имеют огромный потенциал для решения актуальных проблем сельскохозяйственных производителей всех размеров.
На Кейс-сессии «Как собрать конкурентный дрон» были представлены успешные примеры использования беспилотных технологий в дронах, работающих во всех средах – в воде, под водой, на земле, под землей. О своих продуктах и решениях рассказали представители компании «Летающие грузовики», ассоциации «Кибергектар», ООО «Девайс Консалтинг».
Участники Кейс-сессии обсуждали условия для создания конкурентного дрона, в частности, преодоление законодательных барьеров. Валерия Лаврова, исполнительный директор Школы управления беспилотной авиации «Октагон» презентовала промежуточные результаты стратегической сессии «Законодательные барьеры в беспилотных технологиях», состоявшейся в рамках «Баркемпа 2024».