04.10.2018

Мнение экспертов: онлайн-школы в России ждут рост и трансформация

Рынок онлайн-школ растет семимильным шагами, уже сейчас в России объем рынка онлайн-образования оценивается в 20,7 млрд.руб. По оценкам экспертов, эта цифра может быть занижена минимум в 2 раза, поскольку многие предприниматели не афишируют свои обороты.

Уже через три года количество онлайн-школ вырастет втрое, этому способствует все: технологии, изменение менталитета и потребления информации. Главные тренды, возможности и проблемы этой отрасли обсудили на первой конференции по запуску онлайн-школ NewSchool. Мероприятие состоялась 28 сентября в Novotel «Москва-Сити» и собрало более 300 участников – бизнесменов, владельцев обучающих проектов, продюсеров и тех, кто только собирается открыть собственный курс.

Есть четыре тренда в нише онлайн-школ, которые способствуют ее прогрессивному росту и динамике. «Первый тренд – геймификация, отличным примером которой могут послужить проекты «Бешеная сушка» и Lingualeo, - рассказал Николай Волосянков, владелец продюсерского центра «Обнаженный бизнес» и организатор конференции. - Второй тренд это глобализация направления, сейчас любой неизвестный эксперт из маленького города может запустить собственный проект и зарабатывать деньги. Уверен, что в скором времени в России появится огромное количество проектов на английском языке с прицелом на запад. Третий и четвертый тренды это автоматизация трафика и процесса обучения. Логичные тренды, поскольку легко масштабировать то, что уже автоматизировано». На данный момент Николай Волосянков управляет 20 действующими онлайн-школами, оборот которых составляет до 30 млн./месяц.

Чтобы онлайн-школа приносила прибыль, необходимо грамотно организовать бизнес-процессы внутри компании. Иван Шелевей, продюсер проекта «Сила Воли», авторами которого выступили Павел Воля и Ляйсан Утяшева, рассказал, что самое главное – уметь фокусироваться на главных вещах, большую часть работы отдавать на аутсорсинг и разграничивать зону ответственности. Например, продюсер должен собрать команду, общаться с экспертами и обеспечивать результат. Эксперт, в свою очередь, обязан создавать и проводить онлайн-курсы и вебинары. Планирование и поиск новых экспертов ложиться на плечи обеих сторон.

Проблема многих руководителей и преподавателей в том, что они фокусируются на расходах, а не на доходах при ведении бизнеса в сфера онлайн-образования. Это в корне неверно, считает Матвей Кардаш, директор по развитию AmoCRM. «Расходы сильно сократить не удастся, это может быть 10%, 20%, да даже 50%. Но в парадигме предпринимателя думать нужно не о том, как меньше потратить, а как больше заработать. Это главная точка фокуса»,  - уверен спикер. Он предложил простую формулу получения дохода в онлайн-школах: входящий поток Х конверсия в продажи Х размер чека Х вторичные продажи. Если увеличить в 2 раза любой из этих пунктов, то продажи также увеличатся в 2 раза.

Глобальная задача для всех, кто занимается онлайн-обучением – это, в первую очередь, «продать» свой бренд. «Если вы просто продаете товары, созданные другими крупными брендами, то у вас небольшая свобода: вы можете конкурировать либо ценой, либо условиями доставки. В продаже обучения вы сами являетесь производителем товара и сами продаете свой бренд, - объясняет Тимур Каримбаев, сооснователь платформы GetCourse. – Для этого нужно делать очень много «касаний», объяснять людям ценность». По мнению эксперта существует 2 важных правила для владельца онлайн-школы: 1. Проще всего продавать во время обучения (например, через бесплатные вебинары); 2. База  - это главный актив и контакт с людьми. Спикер привел пример: в школе рисования, суммарный оборот которой превысил 400 млн., повторные продажи составили 67%.

Всего на сцене конференции по запуску онлайн-школ выступили более 15 экспертов в области создания бизнеса и онлайн-образования. Среди них – «секретный» спикер от «Института Бизнес Молодости», который пожелал не раскрывать имени; Дмитрий Крутов из школы интернет-профессий Skillbox; Дмитрий Останин, сооснователь и директор по маркетингу Getcourse; владелец школы английского языка English Tochka Александр Рубанов c оборотом 300 млн.руб. и другие.

В рамках конференции также прошла выставка проектов и сервисов, которые могут помочь в создании и продвижении онлайн-школ: «Обнаженный бизнес», «Бизнес на Амазоне», AmoCRM, SchoolMart, Introvert, Unisender, Skyeng. 

Организатором мероприятия - продюсерский центр «Обнаженный бизнес». Компания работает на рынке с 2012 года под управлением Николая Волосянкова и на данный момент объединяет более 20 прибыльных онлайн-школ разной направленности: обучение английскому языку, создание собственного магазина на Amazon, курсы по недвижимости, трейдингу и другие.

«Надеемся, что эта конференция послужит отправной точкой по созданию большого сообщества игроков рынка. Сейчас у нас есть закрытый клуб для владельцев онлайн-школ, мы периодически встречаемся и обсуждаем актуальные вопросы, но уже через несколько лет масштаб отрасли будет совсем иным, поэтому без сплоченного коммьюнити бизнес-партнеров не обойтись», - уверен Николай Волосянков.