От каршеринга до беспилотников: каким будет транспорт будущего
20 ноября в «Школе умного города» на ВДНХ прошла лекция о развитии московского транспорта и автомобилях будущего “Робот за рулем: как меняется транспорт в Москве”.
Каршеринг, электробусы и такси без водителей больше не фантастика. Эти виды транспорта можно встретить на дорогах Москвы. А что будет происходить с транспортом в умном городе уже в ближайшем будущем — рассказали эксперты «Школы умного города» на лекции “Робот за рулем: как меняется транспорт в Москве”.
Антон Пахомов, ведущий бизнес-аналитик IT-департамента ГБУ «МосТрансПроект», рассказал, что взаимодействовать с транспортом будет не привычный водитель, а инфраструктура. В будущем город будет предоставлять мобильность как услугу — это значит, что жители Москвы смогут совершать сквозные поездки: сначала на велосипеде до остановки, затем воспользоваться каршерингом, а после с кем-то разделить поездку на такси. И потом за это заплатить в мобильном приложении, которое будет объединять все виды транспорта.
Для поддержки беспилотных автомобилей город развивает КСОДД — комплексную схему организации дорожного движения. Иными словами, автоматизированную карту, куда внесены все данные о дороге: разметка, пешеходные переходы, бордюры, парковки, деревья. Там же содержится информация о дорожных знаках — причем в будущем можно будет от них отказаться, потому что вся эта информация будет заложена в бортовые компьютеры автомобилей. Первые результаты показывают, что КСОДД снижает ДТП на 60% и увеличивает среднюю скорость на дорогах Москвы на 15%.
Кирилл Болонкин, руководитель группы веб-разработки в направлении беспилотных автомобилей «Яндекса», рассказал, как работает беспилотный транспорт. Объяснил, что информации от GPS автомобилю без водителя недостаточно из-за большой погрешности (до 10 м), поэтому беспилотники пользуются специальными датчиками для анализа дороги.
Многие считают, что до внедрения технологии пройдет еще много лет. Между тем беспилотные такси появились в Иннополисе и Сколково. На данный момент уже удалось решить задачу автономного передвижения автомобилей. Технологию продолжают обкатывать — уже в реальных условиях, в которых она будет эксплуатироваться, но пока под контролем человека-инструктора. Следующий шаг — внесение соответствующих поправок в законодательство, и тогда через 5-7 лет беспилотный транспорт станет для москвичей таким же привычным, как каршеринг.
Полина Волкова, главный редактор издания о каршеринге и транспорте будущего «Трушеринг», рассказала, что каршеринг, как это видно из названия, является разновидностью экономики совместного потребления (sharing economy).
Истоки каршеринга уходят в 1912 год, когда в Германии появилась первая аренда автомобилей. На следующем этапе — в середине XX века — люди придумали покупать один автомобиль на несколько человек и договариваться, кто и когда будет им пользоваться. В 70-ых годах во Франции появились автомобили по подписке. А прототип современного каршеринга — в 2000-х в США.
В Москве первый каршеринг появился в 2012 году. Бум популярности пришёлся на 2015 год, когда Правительство Москвы поддержало эту идею. С тех пор горожане совершили более 70 млн поездок. На дорогах столицы 13 тыс. автомобилей для аренды от 15 операторов. По словам эксперта, технология будет развиваться дальше, и в будущем появится транспорт на стыке такси, беспилотных автомобилей и каршеринга.
«Школа умного города» — это проект Департамента информационных технологий города Москвы, начавшийся весной 2018 года. Его цель — привлечение школьников к сфере IT-технологий, расширение кругозора и популяризация современных технологий в жизненно важных сферах Умного города. Участники лекций могут также ознакомиться с экспозицией павильона "Умный город", демонстрирующей горожанам, какие технологии применяются в управлении умным городом, какие электронные сервисы внедрены в самые передовые сферы города и как жители могут воспользоваться ими.