XVIII ежегодная конференция «СПО в высшей школе»: свободное ПО дает образованию возможности, которых нет у проприетарных программ
27-29 января 2023 года в Переславле-Залесском состоялась 18-я конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». «Базальт СПО» ежегодно организует и проводит мероприятие в партнерстве с Институтом программных систем имени А.К. Айламазяна РАН (ИПС РАН), АНО «НСКФ». Неформальный девиз конференции: никакого маркетинга и докладов «для галочки», только живые дискуссии о самом главном и обмен реальным опытом.
В этом году топовыми темами стали: свободное ПО для обучения студентов в вузах и колледжах — лучший опыт применения, студенческие проекты разработки СПО — задел для стартапов, использование свободных программ в научных исследованиях, нехватка методических и учебных материалов по свободному ПО — как решить задачу, вовлечение студентов в сообщество разработчиков СПО — советы и пошаговый процесс вступления, дистант на СПО — самые эффективные программы, платформы со свободным кодом — от решений для инклюзивного обучения до управления системой образования целого региона, популяризация СПО в образовании.
На протяжении восемнадцати лет аудитория конференции заметно увеличивается — так, в 2023 году мероприятие собрало очно и онлайн более полутора тысяч участников: преподавателей вузов, колледжей и школ, студентов и аспирантов, разработчиков отечественного ПО и вычислительной техники, журналистов.
Алексей Новодворский, заместитель генерального директора «Базальт СПО», отметил: «В этом году в рамках конференции прозвучало много интересных докладов об опыте применения СПО в учебном процессе, о свободных разработках преподавателей и студентов. Однако необходимо не только заниматься популяризацией свободного софта, но и разъяснять образовательным организациям суть свободных лицензий, показывать их преимущества. В отличие от проприетарных программ, свободный код можно изучать, модифицировать и обмениваться наработками с сообществом. Это открывает огромные возможности для обучения будущих разработчиков и пользователей, мотивирует их творчески подходить к любому делу».
В рамках конференции состоялся круглый стол «Свободное ПО в среднем профессиональном образовании». Его участники рассказали о своем опыте преподавания с использованием свободных программ и отметили их ключевое преимущество: СПО дает свободу в изучении кода и применении программных продуктов.
Благодаря энтузиазму педагогов некоторые вузы и колледжи стали «точками роста» СПО. В авангарде идет базовая кафедра АДЭ «Технологии электронного обмена данными» в МТУСИ. Здесь готовят кадры, способные использовать, разрабатывать и продвигать отечественные программные решения, работающие на базе процессоров «Эльбрус». Уже развернуто несколько учебных лабораторий, идет подготовка материалов в рамках новой учебной дисциплины «Инфраструктура разработки отечественного программного обеспечения». На факультете ВМК МГУ наработан опыт проведения дистанционных занятий с использованием СПО. В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в практических занятиях курса по основам вычислительной гидродинамики успешно применяют пакет OpenFOAM, который используют ученые всего мира. Педагоги МИРЭА развернули виртуальную среду на основе ОС «Альт Сервер Виртуализации», ОС «Альт Сервер» и толстых клиентов с ОС «Альт Рабочая станция», чтобы дать будущим системным программистам навыки по администрированию российских операционных систем и доработке свободного программного обеспечения. В Томском государственном университете разработали платформу невизуальных приложений LUWRAI для обучения детей с нарушениями зрения. Такого ПО остро не хватает, а возможность использовать открытый код в разы сокращает время и стоимость его разработки. Проблему нехватки других платформ — для управления региональных систем образования — в Псковской области решили с помощью свободного ПО. Разработка регионального центра информационных технологий позволяет проводить электронный заказ учебников в масштабах области, готовить и вести занятия в интерактивном формате, транслировать видео ГИА, ЕГЭ, ОГЭ, открытых уроков, олимпиад и многое другое.
На что ориентироваться образовательной организации при выборе СПО? Следует учитывать условия лицензий, подчеркнул Анатолий Якушин, независимый эксперт. Он настоятельно советует тщательно анализировать различные проприетарные отягощения в виде технологических или инфраструктурных ограничений, которые могут повлечь за собой невозможность реального использования продуктов даже в недалёкой перспективе.
Программные продукты класса Enterprise нередко вырастают из студенческих проектов. Возможно, такое будущее ждет и разработки, о которых на конференции рассказали студенты, аспиранты и педагоги вузов и колледжей. Студенты и аспиранты НИУ ВШЭ разработали систему анализа геопространственных данных и построения карты рельефа. В своей работе они используют свободную геоинформационную систему QGIS, включенную в дистрибутив ОС «Альт Образование». Учащиеся РГСУ применяют СПО в работе над моделями автоматических наземных и воздушных беспилотных транспортных средств. Есть у студентов и возможность участвовать во «взрослых» проектах СПО. Процесс вступления в сообщество подробно описал в своем докладе разработчик ОС «Альт» Андрей Савченко.
Работа в проектах СПО отлично учит умению донести свою мысль до коллег. По мнению старшего научного сотрудника ИПС РАН Н. Н. Непейвода, этот опыт надо использовать при обучении студентов, чтобы дать им навык коммуникаций в проектах, участники которых говорят на разных профессиональных языках.
СПО активно используется и в научных проектах. Игорь Воронин рассказал, как сотрудники НИУ ВШЭ и ИПЛИТ РАН проводят классификацию опухолевых клеток с использованием моделей машинного обучения в среде ОС «Альт». В Брестском государственном техническом университете СПО используют для ЭЭГ-мониторинга психического состояния пользователя.
Одной из острых проблем, которые мешают широкому распространению СПО в образовании, многие докладчики называли нехватку методической литературы. Восполнить этот пробел помогает «Библиотека Alt Linux» — здесь педагоги находят литературу, содержащую элементы методик обучения с использованием свободных программных сред Maxima, Octave, Scilab, языкам программирования Free Pascal, Python, C++ и др. Среди других проблем, которые предстоит преодолеть — предубеждение и скепсис педагогов, привыкших пользоваться зарубежным проприетарным ПО, и нехватка «евангелистов» СПО.